AMP18+

Крым

/

Парламентские выборы в Крыму – до Майдана на чужбине и после Референдума на родине Авторская колонка Галины Хоменко

18 сентябрь 2016 года Крым и Севастополь впервые голосовали на выборах в Государственную Думу Российской Федерации. Предыдущими выборами в парламент, в которых участвовали крымчане, были выборы в Верховную раду Украины осенью 2012 года. Чем похожи эти кампании и в чем их различия – вспоминает и сопоставляет обозреватель NDNews Галина Хоменко:

Во-первых, обе избирательные кампании жестко контролировались центром: на местах делали то, что предписано, не проявляя несогласованной инициативы. И тогда, и сейчас было понятно, какая партия получит большинство в парламенте. Но если для «Единой России» это предсказуемо подавляющее численное превосходство, то Партия регионов могла твердо рассчитывать только на восток и юг страны. Запад был для нее враждебным, за мажоритарные округа в Киеве и центральных областях нужно было бороться – обещаниями, банальным подкупом, изощренными фальсификациями. В России этого не требовалось, «ЕдРо» и так доминировало везде, от средней победной цифры отклонялась только степень доверия к партии и интенсивность использования админресурса на местах.

Что касается особенностей той и нынешней парламентской кампании для полуострова, то первое воспоминание субъективное: те выборы хотя и были такими же предсказуемыми, но проходили повеселее – сегодня все без неожиданностей, а в 2012 году были возможны комические инциденты с провластными кандидатами. Например, с выборов сняли кандидата от Партии регионов гендиректора завода «Фиолент» Александра Баталина, только что ставшего Героем Украины. Проведя настоящее (а не для печати) социологическое исследование, регионалы поняли, что Баталин проигрывает кандидату по тому же округу – бизнесмену Льву Миримскому. Баталин перед телекамерами открыл очередную детскую площадку, где все качели были выкрашены в партийные цвета, а придя вечером домой, из выпуска новостей узнал, что «сам отказался» от участия в выборах. Наверное, сейчас Баталин благодарит судьбу за то, что не попал в ту Раду.

В этот раз крупных бизнесменов от «оппозиции» на мажоритарных округах не наблюдалось. Олег Николаев в Севастополе не в счет – он все-таки человек Чалого (то ли единоросса, то ли не единоросса), фигура лишь условно политически самостоятельная.

Формальные параметры: объединяет выборы в Раду и Думу смешанная система – половина депутатов избиралась по партийным спискам. Блоки не допускались, только партии. На Украине проходной барьер составлял 3%, в России –5%. Количество участвующих партий на украинских выборах – 22, в нынешних российских – 14.

Количество партий, прошедших в Раду-2012: 5, в Думу-2016 – 4. Победители: Партия регионов и «Единая Россия» с результатами соответственно 46,8% и 54,2%. Конкурирующая с ПР «Батькивщина» набрала тогда 25,6%, условно оппозиционная КПРФ – только 13,5%.

Кампания по выборам в Раду шла несколько месяцев и была обставлена ярко, как «Сорочинський ярмарок». Кроме кандидатов, хорошо известных крымчанам, в список от автономии включили нескольких влиятельных «варягов». В памяти осталась Юлия Левочкина (сестра главы тогдашней администрации президента Украины). Она запомнилась не столько подаренными феодосийцам велосипедами, сколько тем, что после ее проводов поздней ночью был застрелен мэр Феодосии Александр Бартенев.

Избирательная кампания этого года была быстрой и выпала на «бархатный» курортный сезон, поэтому для крымчан прошла почти незамеченной. Кроме портретов кандидатов вдоль дорог (Савченко – лицо крупным планом, Бахарев в полный рост, Козенко на разных фонах) да приезда Путина с Медведевым в Керчь избирателям вспомнить, пожалуй, нечего. И никого, к счастью, не убили.

Хотя, без «варягов» также не обошлось – в крымский региональный партийный список «ЕР» тоже попал москвич Олег Лебедев.

Подарки, которые дарились на этот раз – как бы от имени «Единой России» – на самом деле Крыму и крымчанам делает государство, причем в рамках бюджетной росписи и долгосрочных программ. И строительство Керченского моста ведет не правящая партия (как нарисовано на предвыборном плакате), и школьные автобусы были бы получены безотносительно выборов. Впрочем, регионалы тоже любили сниматься на фоне школьных автобусов.

Кстати, предвыборные съезды обеих партий проводились в Симферополе в одном и том же ледовом дворце «Консоль-спорт», которым владеет семья спикера крымского парламента (и тогда, и сейчас) Владимира Константинова. Это регионалы тогда придумали для десятка кандидатов слоган «команда победителей», нынешние, уже «единороссы», будучи практически в том же составе, это определение используют в другом смысле: «победители» теперь – герои Крымской весны.

Предвыборная пассивность кандидатов в некоторой мере сказалась на явке избирателей: на выборах в Госдуму России в Крыму явка составила 48% – 49%, в Севастополе – 47%. Показатели чуть ниже тех, что были зарегистрированы на последних выборах в Верховную раду в 2012 году, когда итоговая явка составила 49,45% для Крыма и 49,65% – для Севастополя.

В Раду по мажоритарным округам от Крыма избирались 10 человек, в Думу – трое. Соответственно и избирательные округа были мельче и «нарезаны» по-другому. В девяти округах победили выдвиженцы Партии регионов, в десятом – уже упомянутый Миримский. Из-за того, что кандидатов было много, казалось, что и журналисты активно участвуют в кампании. На самом деле каждый день кто-то из соискателей электоральных голосов проводил какие-то встречи или пресс-конференции по различным поводам. Прессе делали милые подарки: например, портативный синенький фонарик с партийной символикой и такой же магнитик на холодильник. Куртки и футболки от ПР бомжи и огородники донашивают до сих пор.

Кстати, в выборах 2012 года участвовали люди, фамилии которых и сейчас на слуху: Олег Соломахин (тогда от Компартии Украины, набрал 10,5% в своем округе, а теперь от КПРФ – 5,7%), самовыдвиженец Ахтем Чийгоз (ныне подследственный) с 19,7% в 2012 году проиграл в Бахчисарае. Из избранных тогда депутатов Рады сейчас остается при делах только Сергей Брайко, работающий в родной Ялте вице-мэром, политическая карьера остальных закончилась весной 2014 года. Избранные от Севастополя Вадим Колесниченко и Павел Лебедев вернулись в город. Колесниченко стал советником по спорту бывшего губернатора Севастополя Сергея Меняйло, Лебедев остается крупнейшим застройщиком и владельцем крымской недвижимости. В этих выборах они не участвовали.

Рассуждая о выборах, проходящих в Крыму, надо особо говорить о крымских татарах. В украинские времена они голосовали за политические партии оранжевого спектра – так велел меджлис (ныне запрещенная в РФ организация). В 2012 году меджлис заключил союз с партией «Батькивщина», Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров были включены в ее список. Они использовали все свои ресурсы, чтобы сагитировать крымских татар голосовать за эту партию. По данным с 26 участков, созданных в местах компактного проживания татар, где общая явка составила 37,5%, за «Батькивщину» проголосовало чуть больше половины. Перед нынешними выборами украинские СМИ утверждали: крымские татары вообще не придут на избирательные участки.

Сегодня окончательных данных еще нет, но крымские татары голосовали – это факт. По словам вице-премьера правительства Крыма Руслана Бальбека, его соотечественники показали «небывалую явку, демонстрируя полную солидарность с российским народом». Впервые за время существования муфтията проголосовал муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев. Бывшие руководители меджлиса и проукраинские издания дают участию татар в выборах совсем другую оценку.

Выборы народных депутатов Украины в 2012 году обошлись в 1 млрд 212 млн гривен. Подготовка и проведение выборов в Государственную Думу-2016 потребовала 14,7 млрд рублей. То есть, на одного и украинского, и российского избирателя потрачены примерно одинаковые суммы. Сколько и на что потратил каждый мажоритарщик, расскажут, может быть, когда-нибудь потом, сравнивая выборы-2016 со следующими.

Симферополь, Галина Хоменко

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Крым, Авторская колонка, Выборы, Общество, Политика, Россия,