Больше всего права потребителей нарушают в сфере услуг
Больше всего нарушений прав потребителей приходится на сферу услуг. Как отмечают эксперты, производителя контролирует Госпотребстандарт Украины, а качество ремонта, маникюра или уборки подъезда – сам потребитель.
Ежегодно 15 марта общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного движения всех, кто покупает товары и услуги. Права потребителей гарантированы Конституцией Украины (ст.42) и законом «О защите прав потребителей». От имени государства на страже потребительских интересов стоят Госпотребстандарт Украины и его территориальные органы. Они же сертифицируют продукцию и услуги по стандартам качества.
В тоже время, не многие потребители реализуют на практике свои права. Обычно это выражается в гарантийном ремонте или просьбе к официанту поменять упавшую на пол вилку.
Специалисты отмечают, что далеко не каждый потребитель знает о своем праве отказаться оплачивать некачественную услугу. Например, клиент может не оплачивать услуги парикмахера, если его работа не удовлетворила клиента. Грубость водителей маршрутных такси также является основанием для отказа оплатить проезд. Услуги ЖЭКа по уборке, ремонту и остеклению подъездов также можно не оплачивать, если качество этих работ вас не устраивает.
В появившихся не так давно супермаркетах тоже есть нюансы: оказывается, за разбитый или испорченный товар потребитель платить не обязан – такова особенность открытой торговли, иначе разграничивайте товар и покупателя прилавком. Еще один очень важный момент – при покупке скоропортящихся товаров с указанным весом требуйте их перевешивать. Колбасные изделия и копчености усыхают, и в итоге вы можете оплатить 30 – 70 грамм уже отсутствующего продукта.
Наибольшее нарекание вызывают надписи в магазинах: «купленный товар обмену и возврату не подлежит». Все «подлежит», однако не забудьте взять кассовый чек за покупку, а также поинтересоваться гарантийным сроком службы приобретенного товара. Если же купленные неделю назад сапоги все-таки лопнули – смело пишите заявление с указанием варианта компенсации – возвратом денег или заменой товара, и несите на подпись дирекции магазина. Не найдете поддержки и понимания – обращайтесь в управление по защите прав потребителей. Каждый человек, если нарушили его права как потребителя, будь это в магазине, предприятии общественного питания, ЧП платных услуг (а услуги сейчас все платные, включая транспортные, медицинские, жилищно-коммунальные), вправе обратиться с заявлением к тем предпринимателям или частному предприятию, где оказали или не оказали услугу, продали либо не продали товар.
Всемирная организация союзов потребителей «Consumer International», под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает таковых прав восемь:
—право на удовлетворение основных нужд (на основные товары и услуги, обеспечивающие выживание);
—на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
—на информацию (защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение сведений, рекламы, надписей на товарах либо иной практики, а также на обобщение фактов, необходимых для обоснованного выбора);
—на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
—на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие органы, осуществляющие государственную политику, принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
—право на возмещение (удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
—на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность в части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
—право на здоровую окружающую среду.
Пользуйтесь на здоровье!
Симферополь, Анна Холмачева
© 2006, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».