Эксперт: Крым может стать лидером оздоровительного туризма, если пошевелится
Крым мог бы стать одним из крупнейших центров оздоровительного туризма, если бы активнее развивал грязелечение и инвестировал в инфраструктуру санаториев и пансионатов. Так считает медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма (АОТ) Михаил Данилов.
«На полуострове есть условия для климатотерапии сразу в трёх видах климатических зон одновременно. Евпатория не случайно была выбрана в качестве основного детского курорта для лечения патологии опорно-двигательного аппарата и нервной системы: такое сочетание качества пляжной линии, доступности грязелечебного фактора, мягкого приморского климата сложно найти где-то еще. Существуют и другие очень интересные курортные территории», – считает эксперт.
Как передает корреспондент РИА «Новый День», общая численность грязевых месторождений на полуострове составляет от 30 до 34. Из них менее 15 относят к лечебным, а отработанные технологические схемы и активный опыт разработки есть всего лишь у трёх – Мойнакского, Сакского (Восточный и Западный бассейны) и Чокракского.
Сейчас готовится Стратегия развития санаторно-курортного комплекса, где будут прописаны планы по поиску новых и научному изучению открытых, но не исследованных грязевых источников в Крыму.
«Все имеющиеся на полуострове месторождения относятся только к двум типам грязей: илово-сульфидным и сопочным. Преобладают первые (к сопочным относятся грязи Тобечикского и Булганакского месторождения). Данный тип обладает более выраженным противовоспалительным эффектом за счёт воздействия на железы внутренней секреции, а также более явным воздействием на механизмы внутренней регуляции нервной системы. Это обуславливает основные сферы применения илово-сульфидных грязей в лечении заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата, а также отдельных групп заболеваний нервной системы», – объясняет Данилов.
По словам медицинского директора АОТ, широкой аудитории в основном известно о грязевых месторождениях в Саках и Евпатории.
«Сейчас общий объём отечественного рынка санаторно-курортного лечения оценивается в среднем в 6,5 миллионов потребителей, что составляет немногим более 4 % населения России. В то же время в регионах среди врачей, которые могут рекомендовать потенциальным пациентам санаторно-курортное лечение, в принципе осталось мало специалистов, четко понимающих различия в выборе природных лечебных факторов.
Состав спроса на услуги санаторно-курортного оздоровления плавно смещается из категории ведомственного государственного заказа разных уровней в сторону частного потребителя либо корпоративного работодателя, готового оплачивать такой тип отдыха своим сотрудникам.
Как следствие – сильно ослабли механизмы медицинской преемственности в системе «городское ЛПУ – санаторий», которые раньше активно поддерживались государством. Поэтому информация о новых, мало разработанных месторождениях доступна только очень узкому кругу специалистов», – говорит Данилов.
При этом, отмечает эксперт, интерес к оздоровительному отдыху в России сегодня начал расти. Увеличивается, пусть и не быстро, число тех, кто готов осознанно заниматься своим здоровьем и выделять на это средства.
В данной ситуации властям полуострова важно не упустить момент.
«Базовый уровень качества санаторно-курортного лечения обеспечить не так сложно. И возможности для этого есть и в Евпатории, и в Саках. Основная лечебная программа не сильно отличается по наполнению в разных санаториях как в Крыму, так и в других регионах. По составу медицинской услуги крупные санатории за пределами Крыма могут отличаться только развитостью диагностической базы, количеством дополнительных услуг и стоимостью медицинского оборудования. Но современный потребитель, осознанно выбирающий услугу за свои деньги, уже не готов мириться с качеством сервиса, соответствующим заштатному стационару. И здесь много нерешенных вопросов.
Санаторий – сложно организованное предприятие, качество работы которого определяется по очень многим показателям, их невозможно в одночасье кардинально улучшить и перейти от модели работы лечебно-профилактического учреждения к уровню высокого гостиничного сервиса и обслуживания в медицинском блоке. Для этого необходимы серьезные финансовые вливания в инфраструктуру, номерной фонд, оборудование. Пока даже в других регионах России не так много санаторно-курортных организаций, сумевших значительно улучшить эти показатели. В Крыму их соответственно еще меньше», – констатирует эксперт.
По его словам, стоимость последних новых ярких проектов (санаториев) под ключ оценивается в 1 – 3 миллиарда рублей при создании с нуля. И это при численности мест размещения от 300 до 500, со средним уровнем сервиса 4 звезды.
К слову, на развитие курорта на Чокракской озере под Керчью (проект попал в Федеральную целевую программу по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года) планировалось выделить около 1 миллиарда рублей. Первые деньги должны были поступить еще в 2015 году, однако программа забуксовала.
Более реалистичными выглядят планы городских властей Евпатории восстановить лечебные свойства озера Мойнаки, но и здесь не все до конца ясно.
«Развитие курорта и санаториев – это обязательно долгосрочная комплексная программа, которая в нынешних условиях даст ощутимую отдачу только при системном подходе», – подчёркивает эксперт, добавляя, что сегодняшним лидерам санаторно-курортной сферы России, заявляющим о рентабельности в 15%, понадобилось 20 лет беспрерывной работы.
«Я вижу путь развития отрасли в постоянном и активном поиске решений, изучении наиболее эффективных российских и международных практик деятельности объектов санаторно-курортной сферы. Нужно повысить спрос на услуги оздоровительного туризма? Рецепт прост: спросите тех, кто уже приезжает отдыхать на полуостров, а что бы они хотели видеть? И ответов будет много, и разных, – предлагает свой рецепт Данилов. – Далее каждому из предприятий сферы нужно выбрать, на чём сосредоточиться. Есть средства для развития – тогда необходимо строить и ремонтировать инфраструктуру, обновлять оборудование, нанимать тренеров по сервису для персонала. Нет средств – думать, изобретать, искать иные пути развития, общаться с коллегами по отрасли, искать инвесторов. Каждый санаторий, каждая здравница – это всегда большая команда. Надо распределять задачи по развитию и двигаться в выбранном направлении. Эффект будет только тогда, когда инициатива развития пойдет изнутри предприятий. Кроме того, любая поддержка государства будет только на пользу. В частности, это могут быть налоговые каникулы, субсидии. Госстратегия по развитию отрасли на данный момент в разработке. Пока нельзя сказать, как конкретно государство собирается ее поддерживать».
Симферополь, Галия Шакирова
© 2017, РИА «Новый День»