Киев собирается провернуть в Крыму очередной «проект века» на деньги сомнительных инвесторов
Минтрансвязи Украины предлагает реализовать портовый «проект века» на озере Тобечик под Керчью при помощи двух иностранных компаний – «Сахара Групп» и «Ахунов Групп» (Израиль). Предыдущая деятельность инвесторов на постсоветском пространстве ограничивалась протоколами о намерениях и выдачей кредитов под залог имущества.
Как сообщает ProUa, имена потенциальных инвесторов проекта строительства нового порта стали известны на прошлой неделе. В письме к президенту Украины министр транспорта и связи Виктор Бондарь строит оптимистичные прогнозы с возможностью строительства нефте- и газопроводов от Каспийского транспортного консорциума из района Новороссийска по дну Керченского пролива. В перспективе это даст возможность построить нефтеперерабатывающий завод мощностью 8-12 миллионов тонн и завод по переработке сжиженного газа мощностью 3 миллиона тонн. Однако эти цифры пока что не подкреплены экономическими расчетами. К слову, стоимость проекта в письме не указана. Отмечено лишь, что его реализация «будет полностью осуществляться за счет средств инвесторов без использования бюджетных ассигнований». Однако государству придется проложить новую железную дорогу и усилить пропускную способность существующей, на что потребуется не менее 1 миллиарда долларов. Дорогостоящим является также вопрос энергообеспечения проектируемого комплекса.
Примечательно, что готовность вкладывать средства в столь рискованный проект изъявили малоизвестные компании «Сахара Групп» и «Ахунов Групп». При этом их инвестиционную деятельность в СНГ сложно назвать «прозрачной». Президент «Ахунов Групп» Иосиф Ахунов впервые «засветился» в Украине в декабре прошлого года. На пресс-конференции в Симферополе израильский бизнесмен заявил о готовности проинвестировать 2 миллиарда долларов в строительство порта на Донузлаве, дать 1 миллиард на постройку тоннеля под Керченским проливом, полностью профинансировать правительственную программу «Морской берег» (оценивается в 15 миллиардов долларов). Кроме того, пообещал заказать строительство катеров на судостроительном заводе «Море», построить безотходный мусороперерабатывающий завод и гостиничные комплексы на Арабатской стрелке. После этого «Ахунов Групп» подписала соглашение о намерениях с крымским правительством.
До появления в Крыму «крупнейшая в Израиле и на Ближнем Востоке строительная корпорация», как заявляют ее руководители, была замечена в России. Как и в Крыму, все начиналось с предварительных соглашений с местными администрациями и обещаний щедрых вливаний. Так, с 2003 года компания обещала привлечь более 1 миллиарда долларов на строительство газопровода Нюксеница – Архангельск длиной 483 км, завода по производству метанола, рефрижератора в морском порту. Однако о дальнейшей судьбе этих проектов ничего неизвестно.
В декабре того же года компания подписала «предварительное соглашение» с правительством Свердловской области о строительстве магниевого комбината на базе завода «Ураласбест». «Ахунов Групп» готова была вложить от 100 до 300 миллионов долларов в зависимости от мощности будущего завода в обмен на получение контрольного пакета акций в будущем СП. Через три месяца соглашение было расторгнуто. Как сообщило тогда агентство ИА УрБК со ссылкой на источники в «Ураласбесте», «Ахунов Групп» не смогла стать инвестором проекта, поскольку собиралась предоставить кредит под залог имущества комбината, а уральцы ожидали другой формы инвестиций. Примечательно, что в Израиле компания не была замечена в каких-либо резонансных проектах.
Что касается «Сахара Групп», то компания с таким названием лишь единожды заявила о себе в Украине ранее. Учрежденная в 2004 году консалтинговой компанией InterOilGas (Люксембург) и американской Firecreek Inc, The Sahara Group в 2005 году совместно Firecreek Petroleum подписали с ОАО «Укрнафта» меморандум о намерениях, планируя восстанавливать месторождения углеводородов.
Конечно, нельзя исключать того, что столь малоизвестные общественности инвесторы всерьез намерены развивать бизнес в Украине, как и то, что действуют они в интересах третьих лиц. Их, в свою очередь, может интересовать, например, 1100 га земли вместе с озером, внесенным Кабмином в перечень лечебных.
К слову, в письме Президенту ситуация с земельными ресурсами в районе Тобечика описана с особой тщательностью. Указывается даже на то, что сельские советы, на землях которых может развернуться строительство, готовы ею пожертвовать ради будущего трудоустройства 18 тысяч человек. Хотя местным жителям о грандиозных планах Минтранса ничего не известно.
Как сообщал «Новый Регион», в «Экономико-правовом обосновании строительства международного морского порта на озере Тобечикское» есть немало позиций, ставящих под сомнение целесообразность создания очередного порта. Его планируется разместить в акватории озера, длинна которого составляет 16 км, ширина – от 1 до 4 км, а глубина –1,5 м. Углубить дно можно до 10 метров, ниже – устойчивый скальный грунт. На выемку лечебной грязи в объеме 5,5 млн кубометров до скальных пород необходимо около 20 миллионов долларов. К тому же к порту еще необходимо построить авто- и железную дороги, электростанцию и другие объекты. Предполагается, что вся площадь строительства и вспомогательных территорий займет около 600 га. В целом стоимость проекта составляет, по предварительным расчетам, более 1 млрд евро. Инвесторов, по задумке проектантов, должны прельстить перспективы по переработке ежегодно 135-140 миллионов тонн грузов (для сравнения: мощности другого портового проекта века – Донузлава – запланированы на уровне 70-80 миллионов тонн). Если такая мощность порта будет достигнута в 2012 году, то он может стать крупнейшим портом всего СНГ и черноморско-средиземноморского региона.
В тоже время уже существующие отечественные порты на сегодня не загружены – неиспользованный потенциал составляет 55 миллионов тонн в год, а два соседних керченских порта работают вполсилы. К тому же, экономическое обоснование порта на озере Тобечик не содержит информации о грузопотоках: предполагается, что их «приведет» инвестор.
Эксперты высказывают предположение, что найти такового под этот проект будет сложно. Хотя коммерсантов может заинтересовать не столько портовый бизнес, сколько возможность освоить под его «прикрытием» сотни гектаров земли в рекреационной зоне. По другой версии, еще одним прибыльным направлением станет бизнес на грязи. Сегодня оптовая стоимость 1 кг целебной грязи для крымских санаториев составляет 1,5 – 2 гривны. В рознице цена упаковки доходит до 40 – 50 гривен. В Тобечикском озере могут находиться запасы грязи стоимостью минимум в 1,5 миллиарда долларов.
Ссылка по теме:
Очередной киевский «проект века» позволит коммерсантам присвоить крымскую лечебную грязь на сумму в полтора миллиарда долларов. Сотни гектаров приморской земли не в счет>>>
Израильский бизнесмен-прожектер Ахунов: Крым все равно по колено в грязи, так что еще один порт погоды не сделает>>>
Ющенко мало Донузлава – президент поручил построить порт на лечебном озере близ Керчи>>>
Киев, Кирилл Лавров
© 2006, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».