В Керченском историко-культурном заповеднике хранят грампластинки с голосами Шаляпина и Утесова
В Керченском историко-культурном заповеднике хранится небольшая фонотека из 112 грампластинок. Среди них – пластинки 40-х годов, с голосами Федора Шаляпина, Леонида Утесова, Изабеллы Юрьевой, Лидии Руслановой.
В коллекции несколько дисков начала ХХ века знаменитых фирм «Пишущий Амур», «Премьер-рекорд», «Экстрафон». В Керчи граммофонные пластинки и граммофоны продавались в лавках и магазинах купца Бориса Букзиля, мещанина Александра Деспотули и турецкоподданного Александра Дервисье.
Самыми распространенными в начале века в России были грампластинки английского акционерного общества «Граммофон». На этикетке этой фирмы изображена фигурка пухлого младенца с гусиным пером в руке – знаменитый «Пишущий Амур». Вышеупомянутая эмблема печаталась только на пластинках, предназначенных для распространения в Российской империи. За рубежом фирма применяла изображение фокстерьера, сидящего перед рупором граммофона – «Голос хозяина».
Цвет этикеток фирмы «Граммофон» играл строго определенную роль. Этикетка красного цвета наклеивалась на пластинки с записью самых знаменитых исполнителей (Шаляпина, Собинова, Крушельницкой и др.). Все прочие, даже очень популярные артисты, записывались на пластинках с черной или зеленой этикеткой, а второстепенные и третьестепенные исполнители – с синей.
Вторая половина 30-х годов была вершиной в истории грампластинки. Портативный патефон пришел на смену громоздкому граммофону с трубой, утратил роль роскошной новинки и стал привычным атрибутом быта. Без этого музыкального ящика 30-х годов не мыслилась ни одна вечеринка, ни одна поездка за город.
В годы Великой Отечественной войны пластинки в продажу не поступали, их отправляли на фронт, так же, как и боеприпасы. Населению же они выдавались в обмен на битые диски. Это была вынужденная мера, вызванная дефицитом сырья для производства грампластинок.
В 1964 году была основана всесоюзная фирма «Мелодия», которая в 1974 году выпустила грампластинку «Керченский сувенир», в связи с присвоением Керчи звания города-героя. Среди песен московских авторов жителям города особо дорога «Баллада о Керчи» керченского композитора Махова на стихи Островского. Строки из нее стали крылатыми: «Ты когда-нибудь был в Керчи? Обязательно съезди в Керчь». Эта пластинка также хранится в фондах заповедника, пишут «Крымские известия».
Керчь, Анна Холмачева
© 2006, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».