Черное море безжалостно грабят «черные» дайверы
Черное море активно разворовывают «черные» дайверы. В последние годы Крым стал лидером среди регионов Украины по количеству случаев разграбления подводных памятников, рассказывает директор Департамента подводного наследия НАНУ Сергей Воронов.
По его словам, обворовывают и демонтируют даже памятники, стоящие на государственном учете и включенные в реестр подводного наследия Украины. Несмотря на то, что охранных законов становится все больше, количество мародеров не уменьшается.
«Воры месяцами готовят «вскрытие» нужного объекта, ведь для этого нужны ныряльщики-профессионалы, техника. Наемные спецы проникают внутрь, отдирая иллюминаторы или прорезая дыры прямо в корпусе», – рассказывает Воронов.
Так, в прошлом году в Каркинитском заливе «черные» дайверы разрезали целый эсминец(!) «Фрунзе», который был не просто кораблем с боевым прошлым, а братской могилой. На судно покусилось частное предприятие из Николаева. Ныряльщики без каких-либо разрешений за считанные недели разделались с легендарным судном.
В нынешнем году была совершена попытка разграбления крейсера «Буг», затонувшего в 1922 году у побережья Черноморского района Крыма. Также мародеры собирались демонтировать пассажирское судно «Цесаревич Алексей» у мыса Тарханкут и поднять вооружение с немецкого транспорта «Santa-Fe». В 1943-м он вез вооружение и снаряды. Мощный взрыв буквально разорвал «Santa-Fe» на две части. Существует вероятность, что оружие сохранилось на нем до сих пор.
Кроме того, охотники за древностями обыскивают дно Донузлава. Там пытаются найти загадочный транспорт, который якобы перевозил музейные экспонаты: картины, церковную утварь и вещи из крымских дворцов. В пути судно будто бы потопили бомбардировщики. Согласно легенде, море выбросило на берег кусок облачения священника. Позднее военные нашли и транспорт, и стоящие на палубе ящики, но поднять их не смогли из-за того, что корабль оказался «начинен» боеприпасами.
Также существуют версии, что в заливе Донузлав затонул теплоход «Ленин», с экипажем от 3 до 4 тысяч человек. Это же судно с 1941 года ищут у берегов Севастополя.
В разгар боевых действий «Ленин» отчалил из Одессы и был переполнен беженцами, в основном евреями. Среди них спасалось много людей, везших с собой ценности. По данным историков, трюм корабля будто бы загрузили слитками металла – медью или бронзой. «Ленин» подорвался на мине (по другой версии, в него попала бомба).
«Однажды в Севастополь приехал гражданин Израиля, который уверял, что на затонувшем судне плыл его отец с каким-то чемоданом. Папа спасся чудом, а вот чемодан утонул. На вопрос, что же в нем было, израильтянин только загадочно подмигивал: мол, всем хватит – и ему, и городу, и тем, кто отважится нырнуть к судну», – рассказывает Воронов.
До недавних пор «Ленина» спасала от разграбления только большая глубина, куда способны опуститься далеко не все профессионалы. Но ситуация может измениться. Среди профессиональных дайверов известны две команды, которые рискуют погружаться так глубоко.
Стоимость находок достаточно велика, чтобы рискнуть погрузиться. Так, на иностранных судах, затонувших во время Крымской войны (1853-1856), можно найти расписную фарфоровую посуду. За одну тарелку коллекционер может заплатить от $100. Немецкие награды с кораблей, потопленных в период Великой Отечественной войны, идут от $50 до $800. Личные вещи – часы, планшетки, очки и прочее – берут больше на память, но тоже сбывают любителям раритетов, пишет «Комсомольская правда».
Симферополь, Анна Волкова
© 2006, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».