AMP18+

Крым

/

Интервью

/

Лев Миримский: Нынешнее крымское руководство способно только «веники тырить» Интервью с лидером крымской партии «Союз»

Нынешнее крымское руководство не «пилит бабло» в астрономических размерах, как думают многие, оно «тырит веники», поскольку на большее не хватает фантазии тех, кто оккупировал властную кормушку автономии. Курортная индустрия могла бы давать половину доходной части республиканского бюджета, а не 6-7%, как сейчас. Кремлю было бы сложно отказать Крыму в поставках газа по внутрироссийским ценам, но первые лица Крыма побоялись использовать шанс, который представлялся на Ялтинском саммите глав правительств СНГ. Об этом и о многом другом депутат Верховного Совета Крыма, лидер партии «Союз» Лев Миримский рассказал в эксклюзивном интервью РИА «Новый Регион».

«На Совмин и парламент Крыма можно повесить амбарный замок»

«Новый Регион»: Фракция «Союз» требовала включить в повестку дня декабрьской сессии Верховного Совета Крыма отчет правительства о выполнении антикризисной программы, и пообещала в случае отказа заблокировать парламентскую трибуну. Эта угроза остается в силе?

Лев Миримский: Да, мы по прежнему предупреждаем, что если не будет включен в повестку дня вопрос об антикризисной программе, мы заблокируем трибуну ВС. Я для себя сделал открытие, что у нашего правительства есть антикризисная программа. Кто ее читал?! А она процентов на 70 декларативная, хотя есть там и здравые мысли, например, о создании республиканского аналога Госрезерва. Но, в программе стоят сроки выполнения конкретных пунктов. Так расскажите, что вы сделали. Я считаю, что простые крымчане и депутаты ВС должны услышать ответ на этот вопрос.

И на следующий год нужно принять продуманную антикризисную программу , конкретные шаги по выводу экономики из нынешнего состояния. Если это не будет сделано, то, как мне кажется, на парламент и Совмин можно повесить амбарный замок, и в Крыму ничего не изменится. Никто этого и не заметит. Поэтому мы с чистой совестью, если не будет отчета правительства по выполнению антикризисной программы, если не будет принято решение о разработке такой программы на следующий год, заблокируем работу парламента. И мы не ставим вопрос о том, чтобы ВС принял именно антикризисный проект партии «Союз». Давайте сядем все вместе и обсудим проект, для нас не важно, кому будет принадлежать авторство.

«НР»: Но если парламент будет заблокирован, невозможно будет назначить дату очередных выборов в ВС…

Л.М.: Анатолий Павлович (спикер Гриценко, – ред.) уже показал, как он умеет проводить сессии за 5 секунд. Поэтому назначить дату выборов можно очень оперативно, если время будет поджимать. Время у нас еще есть, тем более, что ВС ждет ответ Конституционного суда о сроках полномочий нынешнего парламента. Для меня ответ понятен, что выборы будут в следующем году, но у некоторых есть иллюзии по этому поводу. Как только будет вердикт КС, мы с удовольствием поучаствуем в назначении даты выборов.

«НР»: Почему нынешнее руководство парламента так старается оттянуть выборы хотя бы на пару месяцев – до мая? Что это даст?

Л.М.:Вообще, в мае, одновременно с выборами в местные советы, экономически выгоднее избирать ВС. Не надо будет тратить дополнительные деньги на организацию. А для Гриценко посидеть лишние три месяца в кресле спикера, это, конечно, счастье. В этом его понять можно. Мы готовы голосовать за назначение выборов и в марте и в мае, для нас это вопрос не принципиальный.

«НР»: Многие уже сейчас обсуждают возможные коалиции в следующем составе парламента. Кого «Союз» видит в качестве будущих партнеров?

Л.М.: «Союз» уже после прихода в парламент будет решать, с кем возможно партнерство. Мы готовы сотрудничать со всеми, кто готов работать на благо Крыма. Может, это громко как-то звучит, но это искренняя моя позиция. Главное выработать четкую программу действий, чтобы не бросаться бессистемно из стороны в сторону. Сядем и будем обсуждать: согласны мы все с таким-то пунктом программы? Нет, тогда давайте пройдем по тем пунктам, которые ни у кого не вызывают возражений. Даже с теми же крымскими татарами можно найти общий язык по вопросам обустройства, потому что системно этим никто до сих пор не занимался.

«НР»: Сейчас предпринимается очередная попытка консолидации разрозненных русских сил Крыма. Как вы относитесь к этому процессу, к намерению создать единый избирательный блок?

Л.М.: Наверное, это хорошо, если прорусские силы объединятся. Я, правда, сомневаюсь, что у них это получится. Мы тоже прорусские, но мы будем идти своей дорогой, а в парламенте готовы со всеми сотрудничать. Я считаю, что на первом месте сегодня должна стоять экономика. Нужно уйти от политиканства, понять наши силы и возможности. А Крым может решить очень многое.

«НР»: В Верховной Раде Украины подготовлен к рассмотрению в первом чтении проект закона об изменении избирательной системы при выборах в местные советы и крымский парламент. Автор проекта «регионал» Александр Лавринович предлагает запретить участие блоков в выборах, и оставить такое право только партиям. Как в «Союзе» смотрят на этот проект?

Л.М.: Я думаю, что это неправильно, хоть на «Союзе» это никак и не отразится. Если в масштабах Украины можно делать блоки, то почему их нельзя создавать в масштабах города или района? Это не совсем корректно. Посмотрим, пройдет ли этот закон…

«НР»: «Регионалам»-то это выгодно, они давно стараются своих союзников загнать в партийное «стойло»…

Л.М.: А я не понимаю, чем это им выгодно. В разных регионах у них разный рейтинг. Где-нибудь в западных областях «регионалам», может быть, было бы выгоднее создавать блоки. Когда мы придем к тому, что у нас в стране будет 2-3-5 партий, тогда идея Лавриновича без всякого закона воплотится в жизнь, а пока у нас в стране зарегистрировано 172 партии, и запрещать им объединяться в блоки не стоит.

«НР»: А остальным силам какой смысл за этот проект голосовать? Ну если ПР это может быть выгодно хотя бы теоретически, то, например, БЮТ, это же и есть блок, им такое нововведение не нужно…

Л.М.: Вот вы уже сами ответили на этот вопрос.

«НР»: Чем ближе президентские выборы, тем чаще раздаются голоса об угрозе развала Украины. Каковы шансы такого сценария?

Л.М.: Мне даже страшно обсуждать эту тему. Это же разговор не о распаде, а о гражданской войне, потому что по другому раздел невозможен. Сегодня нет законного, конституционного, правового механизма раздела страны, или отделения какой-то части территории. Только через гражданскую войну. Дай Бог, чтобы до этого дошло.

Я считаю, что Украина должна быть федеративным государством, это у нас в партийной программе, это у меня в сердце. Если людям на какой-то территории живется удобно, комфортно, почему это должно быть плохо для жителей другой территории? Хотят в Крыму говорить на русском – пусть говорят, хотят во Львове говорить на украинском – ради бога. В чем задача государства? Создать гражданам комфортные условия существования. А наши ведущие политики, в том числе и кандидаты в президенты, сами делят страну на украинцев и неукраинцев. Мы направляли свои вопросы кандидатам в президенты. Один из них – кто мы в Украине? Почему все ведущие политики, обращаясь к гражданам Украины, говорят «украинцы»? В паспорте не написано у каждого «украинец», написано «гражданин Украины». Обращение к украинцам, это обращение к одной этнической группе, и я считаю, что это некорректно. Президент России не говорит русские, он говорит россияне. Пусть политики начнут с себя и перестанут делить страну.

«НР»: Насколько сильно исход президентских выборов повлияет на результаты выборов в крымский парламент и местные советы?

Л.М.: Очень сильно повлияет, это всем понятно. Если Янукович проиграет, здешние сторонники Партии регионов расползутся, как тараканы.

«НР»: Куда расползутся, к Тимошенко?

Л.М.: По норкам!

«НР»: Давайте представим, что на выборах «Союз» с какими-то другими прокрымскими силами получили большинство мест…

Л.М.: Очень хорошо, правильно сказано – «прокрымские силы».

«НР»: Если так произойдет, то какие будут первоочередные шаги и есть ли какой-то минимальный срок, после которого может начаться экономический рост?

Л.М.: Это комплекс вопросов. Нужно создать условия, в которых Крым мог бы развиваться, он должен быть экономически самостоятельным – это самое главное. Вопрос не о сепаратизме, не о политике, а об экономической самостоятельности. Я считаю, что даже не за 5 лет, а за 3 года Крым может очень многое сделать, чтобы были реальные результаты экономического подъема. И с Киевом не нужно ругаться, с ним нужно находить взаимопонимание. Если Крым станет самодостаточным регионом, и Киеву не нужно будет его дотировать, это и Центру выгодно.

Если бы мы имели большинство мест и могли сформировать правительство, то, я считаю, у нас есть понимание, как вывести Крым из кризиса, как сделать так, чтобы полуостров развивался. Хоть Конституция Крыма и ущербна, но можно работать и с ней. Нужно просто для начала выбрать приоритеты. Что такое бюджет? Это поступление денег и расходы. И мы планируем, в зависимости от поступлений, на что и сколько денег потратим. Так вот нужно выбрать приоритеты. У нас в бюджете Крыма есть куча программ. Когда Минфин в последний раз отчитывался, я обращал внимание депутатов на то, что, допустим, за полгода на помощь молодым семьям потрачено 170 тысяч гривен. А не смешно ли это? Какую помощь можно оказать молодым семьям на эти деньги? Та же ситуация и со многими другими программами. То есть, мы не можем сразу финансово закрыть все проблемы. Так давайте не распылять средства, а выберем главные направления, и скажем, например, что на помощь молодым семьям выделим столько денег, чтобы эту проблему можно было решить, а вот такие-то программы пока финансировать не будем.

В Крыму огромное количество незавершенных объектов. Нужно начать их достраивать, а до этого момента не начинать новые проекты.

Как мне кажется, тут все просто и понятно. И понятно, что нужно создать механизм привлечения денег в Крым. Вот «регионалы» протащили под соусом привлечения крупных налогоплательщиков решение парламента о компенсации расходов производителей подакцизных товаров. Но ведь понятно, что это все была драматургия ради одного предприятия – «Союз-Виктана». В масштабах страны ничего не произошло, просто те же акцизные деньги стали оседать не в Киеве, а в Крыму. Но часть этих денег власть решила отдать «водочникам». То есть, бюджет теряет. В Киеве тоже сидят не дураки и они сказали: вы возвращаете деньги? Тогда мы эти денежки у вас заберем. Более того, со следующего года акциз вообще решили отобрать у республики. То есть, стало только хуже. Теперь Крыму нужно искать, чем заткнуть бюджетную дыру, появившуюся на месте всех акцизных поступлений. Мне и больно и обидно, что они (руководство Крыма, – ред.) там что-то такое местечковое придумали, не выверив свои действия, не согласовав, и в результате только нанесли ущерб Крыму.

Экономическая политика должна быть выверенной. А ее у нас, к сожалению, вообще нет. Есть хаотичное, бессистемное принятие каких-то решений.

Я больше скажу. Существует расхожее мнение, что те, кто монополизировал крымскую властную кормушку, зарабатывают какие-то фантастические деньги на, как это модно сейчас говорить, «распиле» и «откате». А они на самом деле тырят веники, потому что это их предел.

«Поправку Зайца» в Конституции Крыма давно пора обжаловать в Конституционном суде

«НР»: Как можно двигаться вперед с ущербной, по вашим словам, Конституцией?

Л.М.: Это сложнее, но тоже возможно. Я считаю, что элементарное обращение в Конституционный суд по «поправке Зайца» (статья в Конституции АРК, – ред.) может решить эту проблему. Конституцию Крыма принимает только ВС автономии. Верховная Рада Украины лишь утверждает ее как закон, в текст Конституции она вмешиваться не может. А нардепы при утверждении внесли «поправку Зайца». То есть, КС элементарно может признать, что это было неконституционное действие.

А если убрать «поправку Зайца», у нас появятся более широкие экономические полномочия. Вот сейчас правительство Украины заложило в проект бюджета норму, по которой акциз больше не должен оставаться на полуострове. Мы ничего не можем с этим поделать. А вот без поправки нормы крымской Конституции невозможно будет отменить законами Украины, и тогда никто не сможет отобрать акциз, потому что в Конституции записано, что все налоги и сборы остаются на полуострове. Кому станет плохо от того, что к нам будет больше приезжать туристов и Крым станет визитной карточкой Украины?

«НР»: А почему до сих пор никто не обратился в Конституционный суд, чтобы добиться отмены «поправки Зайца»?

Л.М.: Анатолий Павлович очень боится вопросов, которые идут вразрез с позицией президента, например. Он не хочет вообще ни с кем ругаться. Он дружит с президентом, с премьер-министром, со своим партийным лидером, он со всеми дружит. Умеет ко всем приспосабливаться, но, к сожалению, не в интересах Крыма, а в своих собственных. Вот представьте, что ВС Крыма принял какой-то нормативный акт, который приносит пользу автономии. Пусть президент его приостановит и обратится в Конституционный суд. А парламент в это время второй, третий, десятый подобный акт утвердит. Пусть попробуют отменить всё! А если президент не приостановил, то эти документы будут работать. Но конфликтовать никто не хочет, потому что при этом надо показать характер, нужно уметь доказать свою правоту.

«НР»: То есть вопрос в том, чтобы в руководстве Крыма появились патриоты республики?

Л.М.: У нас всегда все держится на людях. В политике, в бизнесе, есть лидер, который всех за собой ведет – за ним идут, нет такого человека – ничего не движется. В бизнесе, пока нет лидера проекта, никто его не начинает, потому что без руководителя это мертвый проект. То же и в политике. Сегодня Крым, это предприятие, которому нужен кризис-менеджмент.

За счет внутрироссийских цен на газ можно построить мост в Керченском проливе

«НР»: Вы предлагали обратиться от имени крымского парламента к руководству России с предложением продавать полуострову газ по внутрироссийским ценам. Обращение принято не было. Теперь об этой идее можно забыть?

Л.М.: Гриценко, на мой взгляд, абсолютно бестолковый спикер. Перед Ялтинским саммитом Верховный Совет вполне успевал принять обращение к российскому руководству. А потом Гриценко мог взять бумаги в руки, примчаться в Ялту, подойти к Путину и поговорить по этому поводу. Сам этот факт был бы уже для Гриценко политическим козырем. Ну и перетягивал бы одеяло на себя – мне, в общем-то, важно не кто получит политические дивиденды, а то, что это для Крыма интересно и хорошо. Гриценко мог бы пиариться на этом сколько угодно. Говорил бы, мол, «Союз» только внес предложение, а я решил. А он не понимает всего этого и потому боится. В его разумении, раз предложение поступило от оппозиции, значит надо его обязательно «завернуть».

Я считаю, что реализация идеи с газом, это вопрос непростой, но теоретически решаемый. Тут и у России может быть своя выгода. У нас промышленность потребляет 750 миллионов кубометров газа в год и платит сейчас по рыночной стоимости 325-350 долларов за тысячу кубов. Давайте пофантазируем, что кто-то из крымского руководства, имеющий мозги, поехал в Россию и сказал: дайте нам газ по 100 долларов, мы его продадим промышленности по 300, на этом заработаем 150 миллионов долларов, на которые начинаем строить мост через Керченский пролив. Мост, который будет в общей собственности. Россия получает к Олимпийским играм транспортную магистраль, пассажиропоток (этот мост им тоже экономически выгоден), и поэтому с ними можно обсуждать, как его построить. Это только один из вариантов. Поэтому, я думаю, что вопрос газа для Крыма по внутрироссийским ценам, это вопрос времени, поиска общих экономических интересов и политической заинтересованности.

«НР»: Спикер даже не пытался предложить вам вынести проект обращения на голосование под флагом «регионалов»?

Л.М.: «Регионалы» так часто делают. Депутат от «Союза» Светлана Борисовна Савченко, когда возглавляла комиссию по здравоохранению, разрабатывала программу «Здоровье крымчан». Гриценко внес какую-то свою поправку и подмял программу под себя. Да и ладно – программа принята, работает, и слава Богу. Я искренне говорю – мне не важно, кто будет считаться автором. Мне точно так же не важно, кто изобретет вечный двигатель. Лишь бы он работал, и его можно было использовать в интересах Крыма. Многие политики не понимают, что кроме избирательных кампаний есть периоды спокойной жизни, когда мы можем максимально эффективно распорядиться имеющимися возможностями. Вот мы, «Союз», не можем управлять ситуацией в парламенте, потому что у нас там всего 10 «штыков». Но мы можем на нее влиять. И пытаемся максимально использовать эту возможность, находясь и в коалиции и в оппозиции.

«НР»: В свое время вы говорили, что неплохо было бы создать в Крыму что-то вроде оффшорной зоны. Для рядового обывателя слово «оффшор» звучит почти, как ругательство. Объясните свою идею.

Л.М.: Я всегда говорил о создании на полуострове свободной экономической территории. Не нужно делать классический оффшор. Нужно дать крымскому парламенту право самому формировать систему налогообложения. Если у Крыма будет такое право, мы снимем многие барьеры, сдерживающие развитие экономики.

Возьмем, например, туризм. Всего 6-7% бюджета автономии формируется за счет туристической отрасли. Разве это нормально?! Что можно тут сделать? Всю сферу услуг перевести на фиксированную систему налогообложения с дифференциацией по месту нахождения объектов и по времени года. Это было бы просто и понятно всем.

Например, устанавливаем: в Ялте летом с каждого столика в ресторане взимается налог по 500 гривен в месяц (я сейчас условные цифры называю), а в Красноперекопске в это же время года, допустим, 10 гривен. Зимой ялтинские рестораны платят 50 гривен, красноперекопские – гривну. Предприниматель видит, что 10 столиков плохо себя окупают, он убирает часть, оставляет столько, сколько ему экономически выгодно. То же самое с койкоместами в гостиницах. И тогда у нас предприниматель будет понимать, сколько он должен платить. Налоговая приходит, считает столики или койкоместа, сверяет с количеством, за которое уплачивается налог, и больше им там нечего делать – повернулись, ушли. А власть элементарно может посчитать, сколько денег поступит в бюджет. Простая, прозрачная, удобная и для налогоплательщиков и для власти схема.

Если предприниматель будет знать, сколько он с каждого столика должен заплатить и будет понимать, что это не 90% заработанного, а реальная сумма, он будет платить. Это же удобнее, чем платить взятки, придумывать теневые схемы и при этом рисковать, что у тебя собственность конфискуют.

И таких вариантов в Крыму очень много. Вот кроме «Черноморнефтегаза» есть несколько частных предприятий, которые занимаются добычей нефти и газа. Водочникам дали льготу, а почему не дать ее тем, кто бурит скважины? Сегодня, чтобы пробурить скважину, глубиной 4-5 километров, нужно вложить примерно 5 миллионов долларов. И не факт, что при бурении подтвердятся прогнозы геологов. В Ленинском районе я знаю одну небольшую компанию. Они пробурили 2 скважины на глубину около 600 метров, и каждая такая скважина стоит порядка 300-400 тысяч долларов. Но у них 80 процентов обводненности. То есть, из того, что они добывают, 80% воды. Так дайте им льготу! Тогда люди смогут больше бурить, больше тратить денег на добычу, больше добывать.

Нужно в комплексе посмотреть, на чем Крым может зарабатывать, и дать льготы тем, кто строит, бурит, и так далее, и ввести простую понятную систему налогообложения.

«НР»: Некоторые говорят, что Крым должен сделать ставку на промышленность, другие сорят и доказывают, что туризм, это наше все. Ваша позиция в этом вопросе?

Л.М.: Турки на туризме зарабатывают ровно столько же, сколько «Газпром». Точно не помню цифру, что-то около 25-ти или 27-ми миллиардов долларов в год. На туризме! Крым может зарабатывать гораздо больше. А у нас сегодня бюджет, если мне не изменяет память, без субвенций и дотаций около 2,5 миллиардов. Гривен! А давайте представим, что Крым зарабатывает на туризме миллиард. Поэтому туризм, это основа крымской экономики.

Сельское хозяйство – тоже не последняя по значению отрасль. А что у нас с виноделием сегодня творится! Это ж не то, что посадил виноградник и зарабатывай деньги. Ему надо 5 лет расти, за ним надо ухаживать, вкладывать средства.

И однозначно нельзя забывать о промышленности, она важна не только для наполнения бюджета, но и для сохранения стабильной ситуации в тех степных районах, где расположены крупные градообразующие предприятия.

Перевалка, порты, мост через Керченский пролив – это даже не обсуждается. Понятно, что это один из приоритетов. Но и тут нужна понятная налоговая схема, чтобы не было ухода в тень.

«НР»: На ком в большей степени лежит вина за бедственное положение Крыма – на украинских властях, или на нынешнем руководстве автономии?

Л.М.: Я считаю, что на 70% в этом, конечно, виновата крымская власть. Остальное можно отнести на счет общемирового кризиса и руководства Украины.

«НР»: А в чем же проблема? Ведь сейчас в крымской власти нет «варягов», которые, бывало. использовали полуостров как «аэродром подскока», и их в общем-то не волновало, что будет с республикой потом. Все нынешние руководители – крымчане. Желания не соответствуют способностям?

Л.М.: В том-то и дело, что тем, кто стоит «у руля», все равно, что будет после них, и они знают, что это их последние дни у кормушки. Гриценко понимает, что для него это лебединая песня, больше он не попадет в спикерское кресло. Я думаю, что после президентских выборов его сам лидер партии прогонит, как не справившегося со своими обязательствами. Поэтому никто ничего не генерирует, все плывут по течению. Всех все устраивает.

«НР»: Янукович пока избегает резких выражений в адрес крымского руководства…

Л.М.: А ему сейчас нельзя конфликтовать, ему нужно пройти президентские выборы, и наверняка Гриценко взял на себя какие-то обязательства по обеспечению высокого процента поддержки Януковича.

В провале курортного сезона Крым виноват сам

«НР»: В России часто приходится слышать мнение о патологической недоговороспособности и крымских политиков и местных бизнесменов. Не могут крымчане вступать в какие-то долгосрочные отношения и при любой возможности тут же перепродаются, преследуя только свой, буквально, сиюминутный интерес. Почему так? Это крымская специфика?

Л.М.: Сложность в том, что в настоящий момент, чтобы провести какое-то действие, нужно, чтобы целый ряд политических сил вместе дошел до финиша. Как только одна сила выпадает, рушится вся цепочка. Вот смотрите: у регионалов 44 голоса в ВС было, но от них 16 откололись. Союз – 10, коммунисты 8-9, куницын – 9, а есть еще «витренковцы», «Курултай-Рух»… И при попытке собрать 51 голос, голоса каждой фракции становятся «золотой акцией». Как только какая-то одна сила выпадает, все рассыпается. Поэтому очень сложно договориться.

«НР»: Это в политике. А в бизнесе? Крупные, средние, мелкие российские бизнесмены, которые хотели купить в Крыму недвижимость, после первых же ознакомительных поездок в один голос заявляют: лучше купить где-нибудь в Черногории, где все прозрачно, чем попасть в какую-то непонятную ситуацию в Крыму.

Л.М.: Я не знаю, о чем вы говорите, но наверняка, когда они сюда приезжали, им объявляли чиновники: дайте нам столько-то денег. А я считаю, что любой инвестор, который приходит и строит что-то в Крыму, все равно с собой ничего потом не заберет, поэтому пусть приходит и строит. Я всегда говорил, что мы уже давно должны были забыть о приватизации. Государство должно было определить: вот это мы не продаем, а все остальное продать и забыть, и собирать налоги. Дать людям возможность эффективно инвестировать и развиваться.

Сегодня основная проблема – коррупция и чиновники. Человек рождается со взяткой и умирает со взяткой. В роддоме дай взятку, в садике, в школе, в институте – дай взятку. Умирает – на кладбище дай взятку. А эта проблема существует потому, что у нас везде есть люфт. Вот я часто привожу аналогию с Уголовным кодексом. В нем сказано, что за такое-то преступление положено от 3 до 7-ми лет тюрьмы. А кто определяет, сколько именно? Судья. А если бы было чётко сказано – за это 5, а за это 7, исчез бы люфт. Или виноват или не виноват. Вот так должно быть в отношениях бизнеса и чиновников: пришел предприниматель за разрешением к чиновнику, если здесь можно строить, то должно быть понятно и прозрачно. Нельзя – до свидания. Приняли решение, что в городе должно быть столько-то торговых точек. Выполняйте. На аукционах места распродали и никаких проблем.

Вот мы требуем от правительства, чтобы все тендеры на закупку должны идти открыто, так же, как и приватизация. На аукционе, под прицелом телекамер, чтобы не было механизма, позволяющего продать за бесценок и получить откат. Так же и с закупками за бюджетный счет – игра только на понижение цены и в зависимости от качества продукта. А пока есть не аукционы, а конкурсы, чиновники имеют возможность делать победителями «нужные» фирмы. В результате, республика продает подешевле, а покупает подороже.

«НР»: Существует мнение, что курортный сезон в этом году провален. Чья это вина?

Л.М.: Я достоверно знаю, что все пансионаты приняли на 20-50% меньше отдыхающих. Это однозначно. И это тоже комплексная проблема. Есть общемировой кризис, это понятно. Нестабильная ситуация на Украине, это тоже понятно. В-третьих, к сожалению, в Крыму зачастую цены не соответствуют качеству услуг. Кроме того никто не занимается рекламой Крыма. Что, в России где-то по телевидению идет реклама, например саксих лечебных грязей? Нет. То есть, как минимум, нужно работать с российскими туроператорами. И не обязательно тратить сумасшедшие деньги из бюджета. Если российские операторы реализуют путевки в Крым, значит, они тоже заинтересованы в рекламе. И не только российские, весь рынок СНГ, это однозначно наш рынок.

Кроме того, для Крыма очень большой проблемой является сезонность. Значит нужно развивать межсезонный бизнес. И развитием такого бизнеса должна заниматься власть. Допустим, на Ангарском перевале нужен инвестор, который сделал бы там горно-лыжный курорт. А у инвестора нет гарантии стабильности и спокойствия, нет комфортных условий для вложения денег. Поэтому нужно не для галочки, а серьезно собраться и обсудить программу того, что нам нужно сделать в этой отрасли. Допустим, дать инвестору льготу, чтобы он вложил 50 миллионов. Мы 3-5 лет тебя не трогаем, а полуостров заработает на том, что будут туда приезжать туристы и тратить деньги на транспорт, сопутствующие услуги.

Когда строят торговый центр, хозяин, чтобы к нему шли арендаторы, думает заранее об открытии «якорного» предприятия, например, супермаркета. Люди пришли за продуктами, заодно прошлись по бутикам. А если нет «якорного» предприятия, то никто и в бутики не зайдет.

Так же и в Крыму нужно делать «якорные» предприятия. Диснейленд какой-нибудь открыть. Все туда будут ехать и попутно тратить деньги на проживание, кафе, рестораны и так далее. В Крыму нет «якорных» объектов.

Еще вопрос, почему до сих пор на полуострове не работают крупные международные гостиничные сети? Дайте им возможность строить здесь, тогда они и западных туристов начнут подтягивать.

Это все вопросы комплексного подхода. И тогда найдутся люди, которые даже в кризис будут готовы вкладывать деньги. А сейчас бизнесмен приезжает и 2-3 года тратит только на то, чтобы оформить землю.

«НР»: Какова роль министра курортов Андрея Сумцова в провале сезона?

Л.М.: Неправильно за курортный сезон ставить оценку только профильному министру. Это все равно, что ставить оценку мизинцу за исполнение функций всей руки. Работа курортов, это вопрос всего правительства Крыма. Министерство – один маленький винтик в неработающем механизме. Семь пядей во лбу будет у министра, но и тогда он не сможет ничего сделать, потому что Гриценко у нас все хочет решать и контролировать сам.

Симферополь, Андрей Дорофеев

© 2009, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Запорожье, Киев, Крым, Интервью, Москва, Севастополь, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Ужгород, Харьков, Центр России, Авторская колонка, Выборы, Интервью, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Туризм, Экономика,