Значительная часть крымской элиты продолжает пребывать в параллельной украинской реальности Интервью с членом президиума Госсовета Республики Крым Сергеем Шувайниковым. Часть II
Многие чиновники в Крыму после возвращения полуострова в состав России очень быстро «перековались» и стали «русскими патриотами», но при этом сохранили «украинские привычки». Как в шутку сказал в интервью РИА «Новый День» член президиума Государственного Совета Республики Крым Сергей Шувайников, интересно посмотреть, как бы такие деятели «запели», если бы они вдруг снова оказались в украинском государстве.
Между тем, по его оценке, проблемы «пятой-шестой» колонны в Крыму не существует, и даже недовольные возвращением в Россию признают, что главное в нынешней ситуации – защита с помощью сильного государства от войны, которая идет на Украине. Как считает Шувайников, Донбасс не откололся от Киева из-за слабости региональной элиты, а Украине предстоит пережить новую майданную волну.
РИА «Новый День» предлагает вашему вниманию вторую часть большого интервью Сергея Шувайникова.
Первая часть интервью Сергея Шувайникова: Российская бюрократия и мега-корпорации вредят развитию Крыма >>>
«Новый День»: Если подводить некоторые промежуточные итоги для Крыма после его возвращения в Россию, что бы вы выделили прежде всего? Как изменилась жизнь?
Сергей Шувайников: Прежде всего, люди почувствовали гарантию своего будущего. Почувствовали, что находятся у себя дома, в своей родной гавани, где все надежно защищено. Почувствовали, что у нас никогда здесь не будет войны, не будет межнациональных конфликтов. Люди получили гарантию спокойствия и стабильности в российском Крыму. Русские ощутили, что их права на язык, на историю защищены, и никто не будет издеваться над ними, как это происходит, например, в Прибалтике, где неграждан уже сокращенно называют «неграми», а русские, как сказал один политолог, ощущают себя, как евреи в Европе в середине 20 века. Такие параллели наверное слишком эпатажные, тем не менее хочется, чтобы русские не чувствовали себя ущемленными.
В Крыму никто не чувствует себя ущемленным. Те же крымские татары, которых подстрекал меджлис на провокационные действия и несогласие с российским Крымом, на удивление после референдума первыми пришли – 80-90% – за российскими паспортами. Они понимают, что Россия – это сильное государство, которое защитит их интересы.
Президент их не обманул, когда подписал указ, который дал им права, льготы как депортированному народу, возможность сохранить свою культуру и самобытность. Эта программа работает, деньги, которые выделяются, больше, чем это было при Украине. Эти средства не разворовываются, как при Украине, когда меджлис держал свою руку на деньгах, и очень мало доходило до простых крымских татар.
Спокойствие и уверенность – это главное, что получили крымчане.
Второе. Пенсионеры. У нас их около полумиллиона. Они тоже получили гарантии, что не останутся без куска хлеба. Я бы не сказал, что большая пенсия, тем не менее даже минимальной пенсии сегодня хватает. Отдельные категории, которые служили в той же Украине, получают очень хорошие российские пенсии. Если сравнивать с тем, что мы видим за Перекопом, то ситуация в сопредельном украинском государстве гораздо хуже.
Конечно, сейчас вызывает недовольство рост цен на продовольствие, поскольку мы сравниваем уже с Краснодаром. Тут мы проигрываем. Эта проблема, как вы знаете, обусловлена транспортом, отсутствием моста, который в будущем построят. Естественно, кто-то на этом получает барыши. Тут нужен контроль специальных надзорных органов в отношении тех, кто спекулирует и сознательно завышает цены, а также контроль над зарплатами. Мы постоянно принимаем законы, которые предусматривают по возможности определенные надбавки из крымского бюджета, чтобы хоть как-то поддержать людей.
И есть движение вперед. Развитие, пусть с трудом и ошибками, все равно идет. Хотя, конечно, есть недочеты в работе управленческого аппарата – здесь тоже не всё гладко. У нас не оказалось кадров, которые смогли бы в российском Крыму сразу начать эффективно управлять по российским законам. Есть ещё люди нечистые на руку – проблема коррупции. Многие почему-то подумали, что попав в Россию, можно сохранить старые привычки. Но в России это жестко наказывается, и не имеет значения, какой ранг у чиновника – все равны перед законом.
«Новый День»: Удалось ли Крыму окончательно изжить последствия «украинства», украинизации, что насаждалось ещё со времен Хрущева и потом в новом украинском государстве после распада СССР?
Сергей Шувайников: Я здесь живу с 1961 года, ещё со школьных лет. Я был освобожден в 60-е годы от уроков украинского языка. Тем не менее, я ходил на эти уроки, у меня была «пятерка» по литературе, и «четыре» – по языку. Но, как вы говорите, «украинство» не прижилось в Крыму.
После распада Союза, когда возникла «незалежна державна» Украина, в Крыму остались русские люди, и сохранилось неприятие украинского государства. Да, были карьеристы, да, были чиновники-управленцы, которые пели гимн Украины и носили «жовто-блакитные» значки… Я даже удивлялся, что у нас некоторые «русские патриоты» определенного масштаба, депутаты носили такие значки – символ искусственно созданного государства, который был у бандеровцев в годы Второй мировой войны.
Но мы можем уважать и уважали Украину. Украинский народ считаем братьями, это часть русского народа, который изолировали от большого русского мира в начале 20 века и который сначала «кромсали» большевики, а доделывали это все остальные недруги русского мира.
Но украинское не приживалось в Крыму, так же как и в школах не приживался украинский язык. Да, были у нас были группы «свидомых украинцев», которые очень хотели, что бы все с ними пели гимн Украины и принимали присягу Украине. Я в своей жизни ни одной украинской присяги не принимал. Я не хотел идти в чиновники, хотя мне предлагали хорошие места. Там надо было принять присягу государственного служащего. Мало того, даже когда Леонид Иванович Грач, будучи спикером, придумал присягу депутата крымского парламента, и начали меня уговаривать (я был депутатом в 2002-2006 годы) принять её, я отказался, потому что там опять же речь шла, в том числе, об Украине. Я присягал в своей жизни два раза: в армии – Советскому союзу, а второй – в 1996 году, когда мы провели съезд русских национальных организаций, я на Библии присягнул российскому государству, русскому народу и своей православной вере.
Есть с этим определенная беда. Но мы же не устраиваем люстрацию в Крыму, хотя у нас многие чиновники пели гимн Украине, а сейчас очень быстро научились петь российский гимн. Я иногда шучу: если бы сюда неожиданно вернулась украинская держава, интересно как бы они снова запели…
«Новый День»: То есть проблема «пятой, шестой колонны» в Крыму существует?
Сергей Шувайников: Нет, такой «колонны» сегодня нет, и не могло быть, для этого нет основы. Есть карьеристы-перевертыши, которые при любой власти, при любой системе будут держаться за свое кресло. Это такая каста непотопляемых. Но в связи с дефицитом управленцев мы не можем от них отказаться. Мы же не можем поставить кухарку или дворника управлять государством. Всё равно нужны люди, которые разбираются в процессах государственного строительства, местного самоуправления, которые способны управлять в соответствии с новыми законами.
Естественно, это поколение управленцев нового периода рано или поздно уйдет. Придут люди с материка, правда, на материк надежды мало – никто не хочет на наши зарплаты сюда ехать. Почему-то чиновники считают, что здесь не выгодно работать, едут самые смелые и решительные. Но мы воспитаем свою молодежь, которая сможет уверенно держать штурвал государственного управления. Работа в этом направлении идет, чтобы мы – ветераны парламента и русского движения – могли спокойно уйти на пенсию.
«Новый День»: Кто-то из политологов говорил, что Киеву не хватило буквально 10 лет для украинизации Крыма, чтобы полуостров уже не смог стать неукраинским. Как вы считаете, такой вариант был возможен?
Сергей Шувайников: В 2012 году руководитель информационного центра, который был при Джарты и Могилеве, известный украинский политолог Андрей Демартино написал статью о том, что на базе определенных исследований уже не осталось в Крыму людей, которые хотели бы вернуться в Россию. Но на самом деле, если и есть такие, то это 10-12%.
Меня настолько возмутила эта статья, что я поднялся на трибуну и сказал: господа киевские политологи, вы можете проводить любые изыскания, говорить бред, но любое нормальное объективное социологическое исследование покажет, что 80-90% изъявят желание жить в России и видят Крым в России. Я тогда сказал, что украинским политологам не надо выдавать желаемое за действительное: пока есть российский фундамент в Крыму – русские люди, которые не забыли, что они русские – Крым будет российским, и наши дети и внуки тоже проголосуют за Россию. И даже прошло бы ещё 10 лет, и тогда бы подавляющее большинство – 80-90% сказало бы о желании вернуться в Россию.
«Новый День»: То есть, это какое-то непонимание киевских экспертов и элиты?
Сергей Шувайников: Они просто рассматривали Крым, как свою вотчину, которая никуда не денется. Мол, есть там какие-то «маргиналы», «сепаратисты» в русском движении. Если в Крыму хотят говорить на русском, там считали, что пусть поговорят, если хотят автономию – пусть делают, но она будет под четким контролем. Присылали нам своих «гауляйтеров» – что один президент Ющенко, что другой – Янукович. Они так и думали вплоть до февраля (2014 года), когда сюда приехали Куницын, Сенченко и министр внутренних дел Аваков. Хотели наводить свои порядки, но никто им уже не верил. Было понятно, раз они пошли на нарушение закона, то завтра Крым растопчут – всю элиту выдавят, российских «сепаратистов» и «маргиналов» просто раздавят: либо попугают, либо посадят, а если надо, то и уничтожат. Мы понимали, что борьба идет не на жизнь, а на смерть. И это понимали люди, которые собрались на митинг 26 февраля. Жена у меня там фотографировала и пострадала – её чуть не раздавили…
Мы понимали, что у нас есть шанс вернуть Крым в Россию, а для большинства людей обеспечить таким образом гарантию защиты. Простые люди в критические моменты хорошо чувствуют опасность, и не могут оставаться равнодушными. В них просыпается какой-то голос самосохранения, понимания того, что происходит. Естественно, люди видели, что происходит в Киеве, как накаляется ситуация, когда в Крым привезли первые трупы наших бойцов. И люди сказали – мы в Украине жить не хотим, даже если нам пообещают золотые горы.
Конечно, есть недовольные, достаточное количество. Все-таки существуют экономические сложности, но и такие люди говорят: слава Богу, у нас есть Россия, у нас есть мирное небо над головой, можем спокойно ходить по улице, не опасаться преследования, мы верим, что у нас в Крыму все будет хорошо.
Я считаю, что восстановлена историческая справедливость – все-таки более 200 лет российского Крыма, где наши деды и прадеды проливали свою кровь, здесь перехлестывалась наша российская история – и красная, и белая, и черная. Для нас это святая земля. Я уже не говорю о том, что здесь князь Владимир принес православную веру на русскую землю. И действительно, как сказал президент, это сакральное место.
«Новый День»: Вы следите за украинскими событиями?
Сергей Шувайников: После крымской весны меня перестали волновать события, которые происходят на Украине. Раньше я как-то следил, а тут – как отрубило. Мне стало не интересно. Сейчас смотрю на это только в силу профессиональных обязанностей.
На мой взгляд, может это и субъективно, но на Украине в оценке крымских событий есть какая-то зашоренность, они ограничены в своем национальном мирке. У людей, которых долго ущемляли, появляется комплекс: мол, мы должны что-то доказать, навязать. Они как будто из советского ретро с закрытым пространством, как это было в период СССР. Они видят только Европу, потому что она их подкармливает и показывает красивые картинки, как и в советские годы мы смотрели западные фильмы и думали, вот как там красиво и хорошо.
Плюс – конечно, сказываются мифы, которые продвигаются за счет западных денег. Запад разыгрывает узко эгоистическую национальную карту бандеровского пошиба, сейчас может быть немного другого пошиба – либерального. В результате – там нет желания ни идти на компромисс, ни тем более понять других людей. Они не хотели понять крымчан, и для них было шоком, когда Крым вернулся в Россию. Они считали, что нас прозомбировали «путинской пропагандой», сначала думали, что нас напугали люди с автоматами. Для них народ, как говорила Тимошенко, биомасса, и они не поняли, что люди в Крыму не хотят так жить, как это было на Украине.
Если же речь заходит о правах человека, то Киев мог дать эти права в рамках Конституции. Но там действует другой принцип – вот я понадкусываю, но «шоб было мое», и никому не дам. Они бы и в Крыму развязали войну, если бы не произошло то, что произошло, благодаря нашему президенту, который откликнулся на нашу просьбу о защите.
В Донбассе, к сожалению, не было патриотической элиты, которая могла бы сгруппироваться и принять решение. 22 февраля мы летали на съезд в Харьков. Я помню выступления Кернеса, Добкина. Они призвали выйти на митинг, но никто не вышел. Стояли только «майданщики» и группа коммунистов. Я понял, что с такими руководителями и депутатами там ничего не получится, и их патриотизм быстро испарится.
«Новый День»: На ваш взгляд, насколько показательно, что миссия Совета Европы не нашла в Крыму нарушений прав человека?
Сергей Шувайников: Если бы они что-то «наковыряли», это гремело бы на весь мир. Это имело бы такую огласку… Они встречались со всеми, с кем хотели, в том числе с крымско-татарскими диссидентами, которые якобы преследуются по делу 26 февраля. Особый упор на это делался, поскольку считалось, что наиболее притесняемы у нас крымские татары. Но и они в большинстве своем сказали, что хотят жить в России, что это гарантия для развития их народа. И для миссии это стало шоком. Естественно, они это оглашать в своем докладе не стали, и теперь пытаются добиться постоянного мониторинга в Крыму и контроля над ситуацией.
А что тут контролировать? Если хотите помочь – помогайте. Почему Косово признали, а Крым, который законным образом выбрал свой путь, не признаете? Почему считают, что тут все захвачено оккупантами? Если захвачено, то здесь должна быть оккупационная администрация…
«Новый День»: Так, кстати, там и называют руководство Крыма…
Сергей Шувайников: Это двойные стандарты – Европа всегда этим отличалась. И те политики, которые заявляют о неприятии России и усиления ее роли в мировых процессах, всегда будут вставлять палки в колеса. Когда им было выгодно Косово, где все было против закона, они там все признали. Нас разве не народ выбрал? Люди пришли и проголосовали 14 сентября.
Не так давно был отчет нашего крымского уполномоченного по правам человека Людмилы Евгеньевны Лубиной, я высказал пожелание как можно больше работать с международными организациями.
Кстати, история с отключением света в Крыму по вине каких-то там террористов – это тоже нарушение наших прав. Если сюда не завозят продукты или повышают цены, – это тоже нарушение прав. Если меня пугают угрозами создания карательных батальонов, – это тоже нарушение прав человека, которое попадает под все конвенции. Об этом надо писать системно во все международные организации. В официальные структуры писать бесполезно, потому что у них четкая антироссийская позиция.
Надо показывать все материалы и о референдуме, что все прошло демократично. В тот день я проехал несколько районов и нигде не видел ни одного автоматчика. Там изредка были милиционеры, а больше было общественников, которые следили за порядком. Люди шли и голосовали, очереди даже выстраивались. Кто-то их разве заставил?
Но ситуация такова, что то, что произошло демократично, в Европе отказываются таковым признавать. В то же время в Киеве, когда свергли президента – пусть и хренового – Януковича, которого я никогда не признавал и не переваривал за его двуличие и лицемерие, но он был законный президент. Он мог ввести чрезвычайное положение в стране и дать приказ открывать огонь в ответ на насилие, и мог быть потом оправдан, потому что это было бы законно в интересах охраны жизни и спокойствия большинства граждан. Но на свержение Януковича на Западе закрыли глаза…
На Украине нужно ожидать серьёзных событий. Там назревают большие внутренние противоречия – череда революций и майданов ещё не закончилась.
Заключительную часть интервью с Сергеем Шувайниковым об опасностях раскачивания «государственного корабля» и предстоящих выборах в Госдуму читайте на сайте РИА «Новый День» в ближайшее время.
Симферополь, Владимир Инютин, Геннадий Пипия
© 2016, РИА «Новый День»