Во Франции скончался писатель и режиссер Ален Роб-Грийе
Во французском городке Кан сегодня остановилось сердце кинорежиссера и одного из наиболее радикальных литературных экспериментаторов 20 века Алена Роб-Грийе.
О его кончине сообщила Французская академия, в состав которой он входил с 2005 года.
Ален Роб-Грийе стал известен как основоположник «нового романа», в котором кроме него работали Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Симон и другие знаменитые авторы. «Новый роман» как жанр противопоставил себя социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы.
Роб-Грийе родился 18 августа 1922 в Бресте. В 1945 окончил Национальный сельскохозяйственный колледж. Первый его роман «Резинки» (Les Gommes, 1953), где история Эдипа усложнена атмосферой таинственности, считается ключом ко всему его творчеству. Признание пришло с выходом в свет «Подсматривающего» (Le Voyeur, 1955), где описана схожая с гипнозом мания извращенца, и «Ревности» (La Jalousi, 1957), часто называемой его наиболее удачным романом. В нем почти нет действия. Книга содержит подробнейшие описания неодушевленных предметов (так называемый «шозизм»), персонажи несущественны настолько, что обозначаются инициалами. Рассказчик – нигде не упомянутый наблюдатель-хроникер, который повествует в отстраненном тоне, однако на самом деле со страстью воспринимает объекты и события, имеющие отношение к роману его жены с другим мужчиной. Ход времени в этом рассказе прерывается бесконечными повторами одних и тех же эпизодов. Несмотря на явную нелюбовь советской цензуры к экспериментам в искусстве, некоторые произведения Роб-Грийе и других «новых романистов» неоднократно издавались в СССР.
В начале 1960-х годов Роб-Грийе обратился к кинематографу, написав сценарий фильма Алена Рене «Прошлым летом в Мариенбаде» (L'Anne dernire Marienbad), а затем по собственному сценарию сняв картину «Бессмертная» (L'Immortelle, 1963). Среди других его работ – сценарно-режиссерская интерпретация творчества Марселя Пруста (фильм «Прекрасная пленница»).
Париж, Алексей Усов
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».