AMP18+

Культура

/

В мировое кино возвращается мода на «ужасных русских»

За последние 20 лет российский кинематограф тщательно выстроил образ России, которой не только можно, но и нужно бояться. В результате мы имеем факт смешной и печальный: на свете существует два самых страшных врага извне – внеземные монструозные цивилизации и земные, но не менее монструозные русские. Редкий американский фильм про гангстеров обходится без заезжего русского мафиози. Такого интереса к России не было в кинематографе со времен холодной войны.

В последнее время тему русских в том или ином виде можно увидеть если не в каждом втором, то в каждом пятом фильме – точно. Даже такие гиганты голливудского мэйнстрима, как Индиана Джонс и Джеймс Бонд, в новых приключениях вынуждены сталкиваться с рыцарями Лубянки. Тема русских популярна и в авторском кино: последний фильм культового голландского мастера Йоса Стеллинга – «Душка» – не просто о русских, но еще и с Сергеем Маковецким в главной роли. А Эмир Кустурица будет работать в России над новый документальным фильмом, после «Марадоны», выбрав темой жизнь в Северной Осетии.

Вовсю начали эксплуатировать тему иммиграции. Последняя сейчас стала одной из главных тем мирового кино вообще – правда, в основном проблемами национальной интеграции и взаимопроникновения различных культур интересуется кино артхауса. Причем можно заметить интересную закономерность: будучи очень снисходительным к иммигрантам вообще, кинематограф куда более сдержан и даже суров по отношению к русским переселенцам. Достаточно вспомнить фильм «Именинница» с Николь Кидман в главной роли, где героиня, прибыв из России в качестве невесты, оказывается натуральной шлюхой, да еще без знания английского языка. Однако, чаще встречаются картины развлекательно-лубочного характера. Редкий американский фильм про гангстеров обходится без заезжего русского мафиози.

Герой оскароносного фильма Рона Хоуарда «Игры разума» свихнулся на том, что слишком живо вообразил, как русские завозят в Америку бомбу, и принялся отслеживать ее путь.

Дэвид Кроненберг, мастер экзистенциального кино и ужасов, обобщил страхи перед большим азиопским соседом в фильме «Порок на экспорт», объяснив, что угрозу мирному миру следует ждать с Востока, а если точнее – из России.

Такого интереса к России не было в кинематографе со времен холодной войны, отмечает «Независимая газета». Вряд ли надо радоваться новому витку моды на русских. И не только потому, что образ России в мировом кино далек от того, каким бы его хотелось видеть патриотически настроенным гражданам. Настораживает другое: благополучные страны деятелей культуры обычно не интересуют – сюжетов нет. Сейчас Россия, похоже, становится чемпионом по захватывающим сюжетам. То Чечня, то взрывы, то гибель подводных лодок, то конфликт с Грузией, то не подвластные здравой логике стороннего наблюдателя игры вокруг президентского кресла и Основного закона. Все это непонятно и подозрительно. Подозрительное и непонятное – основа для хорошо продаваемых сюжетов.

В этом смысле кино как искусство наиболее актуальное и массовое становится зеркалом действительности. Пусть нас убеждают в том, что все у нас хорошо. Так или нет – можно убедиться, проглядев содержание зарубежных фильмов. Кинопродюсер – одна из самых «чутких» профессий в мире.

Москва, Алексей Усов

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, В мире, Культура, Общество, Россия,