AMP18+

Культура

/

У российских телеэкранов остались одни старики Молодежь ушла в интернет

Социологи заметили значительное снижение аудитории российского ТВ в 2000-е годы. Особенно явно этот процесс – сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениям респондентов, не смотрящих – происходил среди более молодых русских, в особенности среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась. Исследователи предполагают, что это вызвано максимальным упрощением телевизионной «повестки дня» на 3-4-х общедоступных каналах, которая все менее удовлетворяет молодежь.

Доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, в сравнении с началом 2000-х годов снизилась (хотя объем ежедневной телезрительской аудитории остается весьма внушительным). На протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примерно после 2002 года, приводит газета «Ведомости» данные исследований «Левада-центра».

Социологи предполагают, что нынешняя телепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленная на основных трех-четырех общедоступных каналах, – официальные и многократно повторяющиеся политические новости плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, soft-политика и hard-досуг) – все меньше удовлетворяет молодежную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Молодежь вследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы, прежде всего в интернет.

В сравнении с иными возрастными группами молодежь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт и секс, зарубежные – а не нынешние отечественные и не старые советские – фильмы и сериалы, мультфильмы. Вероятно, интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей, – предполагает руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Борис Дубин.

В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в другом режиме времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе. Кроме того, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность, отмечают социологи.

Москва, Алексей Усов

© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Запорожье, Киев, Красноярск, Крым, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Омск, Пермь, Севастополь, Челябинск, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Конфликт на Украине, Культура, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Технологии, Интересные темы, Не могу молчать!,