Медведев отменяет запрет на фотосъемку Кремля (ВИДЕО) Милиционеры больше не станут замерять длину инструментов фотографов и операторов
Федеральная служба охраны готовится отменить ограничения на съемку профессиональной фото- и видеоаппаратурой на территории Красной площади и Кремля. Запрет действует последние несколько лет, фотографы многих изданий и фотоагентств неоднократно отмечали сомнительную законность распоряжения ФСО. Инициатором запрета был еще в 1993 году личный оператор Ельцина, желавший монополизировать продажу изображений Кремля и съемки на Красной площади. Ситуацию удалось изменить лишь после небольшого, но громкого флэш-моба и личного обращения к президенту Медведеву «сочувствующего фотографа-любителя» Дмитрия Терновского, который попросил гаранта «как фотограф фотографа».
Сейчас съемка эпизодов художественных фильмов и других постановочных эпизодов, включая рекламные, которая меняет регламент посещения гражданами территории Кремля и Красной площади, требует дополнительных согласований: заявка на съемку должна быть подана за 10 дней, фотографу или видеооператору выделяется сопровождающий из числа сотрудников ФСО. Если для кинопроцесса подобная практика оказалась приемлемой, то фотографы информагентств страдали от запрета сильнее – необходимость в событийных снимках с «запретных» мест может возникнуть в любой момент, не строго «за 10 дней», положенных для согласования.
Еще в 1993 году в правила посещения Кремля были внесены изменения, разрешающие снимать на Красной площади, в Александровском саду и прилегающих к ним территориях только «мыльницами», полупрофессиональными фотоаппаратами и любительскими видеокамерами. К январю 2008 года ФСО приказом №14 установила градацию – профессиональной техникой на Красной площади считаются фотоаппараты с высотой корпуса более 14 и диаметром объектива более 7 сантиметров. На видеокамеры – ограничение по длине: более 25 сантиметров орудия оператора требуют разрешения и сопровождения ФСО. На деле, как признаются фотографы ведущих мировых и российских агентств, в сообществе «Фотополигон», профессиональные фотографы не могут снимать на Красной площади даже телефоном: активно работающих репортеров немного, и все они знакомы сотрудникам ФСО в лицо. Следовательно – с них сразу требуют разрешение.
«Запрет реально мешает работать. Представьте, надо, допустим, снять снегопад в Москве. Для всего мира существует зрительный ассоциативный ряд: Москва – значит, Красная площадь. Приходим, начинаем снимать, тут же подходят люди в штатском и требуют показать разрешение от Комендатуры Кремля. А это такая странная организация, у которой нет ни факса, ни адреса электронной почты. Туда надо приходить лично и подавать заявку за две недели до съемки. Но если бы я мог предсказывать снегопад за две недели, Юрий Лужков платил бы мне огромные деньги», – признался фотограф агентства AP Сергей Пономарев, один из инициаторов январского флэш-моба репортеров у стен Кремля. «Я знаю, что подобные проблемы есть у фотографов во многих странах, но, как правило, это связано с охраной права на личную жизнь, как, например, в Германии или в Америке. Но нигде нет запрета на съемку в центре исторического места, в месте скопления туристов. Красная Площадь, Храм Василия Блаженного, Исторический Музей входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таких запретов нет ни у Таймс Сквер, ни на Елисейских Полях, ни у Бранденбургских Ворот, ни у Собора Святого Петра», – объявил фоторепортер в профсообществе «Фотополигон».
По версии фотографов, запрет был пролоббирован одним из личных видеооператоров Бориса Ельцина, который хотел монополизировать всю «площадку» и продавать снимки иностранным фотоагентствам. Уже и фирмы той давно нет, и денег за съемку не берут. А бюрократический казус остался.
С казусом попытались справиться сами фотографы – абсурдистскими методами, устроив в начале января в День Печати флэш-моб. Около 20-ти фотографов пришли на Красную площадь с «незаконной» техниколй и стали снимать друг друга,Кремль и Мавзолей. По словам участников акции, милиции пришло вдвое больше, чем акционистов, но репрессий не последовало: «Милиция похоже ожидала какого-то экшена типа лозунгов, банеров, файеров или чего еще», – пишут фотографы-участники в своих блогах.
История о флэш-мобе наделала много шума в сетевом мире и профессиональной среде. но переломить ситуацию удалось не общественной инициативе, а «сочувствующему фотографу-любителю» Дмитрию Терновскому. 26 января, снимая катающегося на лыжах президента Дмитрия Медведева в Красной поляне (в окрестностях Сочи) Терновский взял у гаранта автограф и спросил, «как фотограф фотографа» о существующих ограничениях на Красной площади. В ответ Медведев сказал, что об этом вопросе слышал и назвал эти ограничения «просто глупостью». Запись разговора с президентом фотограф разместил в своем блоге. Позднее пресс-секретарь президента Наталья Тимакова объявила, что Медведев дал указание директору ФСО Евгению Мурову разобраться с запретом на профессиональную фотосъемку.
Москва, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».