Пиотровский: политики искупают грехи государства за счет музеев Диалогу музеев и церкви мешает государство, считает директор Эрмитажа
Директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский нашел источник конфликта вокруг идеи передачи музейных ценностей церкви. По его мнению, церковь и музеи делают одно дело, помогая и дополняя друг друга: те же музейные коллекции икон начали собираться еще до революции, в том числе, Николаем II. Государство же пытается «искупить грехи» за счет музеев, фактически, начиная новую приватизацию. Только на этот раз – не заводов, но культурных ценностей.
Как пишет Михаил Пиотровский в колонке во «Времени новостей», идея передачи музейных ценностей церкви возникла у людей, «обделенных в сфере культуры»: Во-первых, они не знают, что такое музеи. Во-вторых, не понимают, что такое духовность и культурное наследие... музеи они слишком часто воспринимают как склад, полезный для удовлетворения разных своих амбиций и интересов».
Острый публичный конфликт создается на пустом месте, – утверждает директор Эрмитажа, – ведь каждый образованный человек, верующий или атеист, понимает – религия и культура не противостоят друг другу... Действуя немного в разных сферах и говоря на немного отличающихся языках, они взаимно дополняют друг друга и даже помогают друг другу в годы невзгод и непонимания. Когда церкви у нас в стране по существу не было, знание о религии передавалось через музеи. Об этом справедливо говорил недавно патриарх Кирилл.
Исходя из этого, Пиотровский уверен, что музеям и церкви надо договариваться напрямую, без посредников, которые « хотят замолить собственные грехи за чужой счет или использовать духовную энергию религии и культуры в целях весьма приземленных». «Музейный фонд едва ли не единственная часть национального достояния, которая не подверглась приватизации или разграблению. Попыток было много, они продолжаются. Это усугубляется тем, что люди, привыкшие слышать о музейных сокровищах, представляют их в виде конкретных ценностей – золота, бриллиантов, то есть того, что ценно для продажи или обогащения. Им невдомек, что истинную ценность вещи создает музейный и научный контекст», – говорит член-кореспондент РАН.
«Кампании по очернению музеев с призывами навести порядок», напоминают, о словам Пиотровского, аналогичные антицерковные кампании 20-х годов XX века. Вслед за учетом последовали конфискации. повторение опыта советских экспроприаторов может возродить «тот же дух радостного разбоя, который сопровождал разграбление церквей и монастырей и не только в советскую эпоху».
Музейные хранилища и новыми и советскими руководителями воспринимаются как неисчерпаемый источник капиталов: экспонаты продавались за границу, переплавлялись, раздавались правителям дружественных стран. Не так давно, как рассказывает главный хранитель Эрмитажа, удалось отбить законодательную атаку с требованием разрешить отдавать музейные вещи для представительских целей.
«Передачу церкви государственного имущества нельзя представлять как процесс восстановления справедливости. Разорять музеи, святилища и храмы культуры так же вопиюще несправедливо, как и разорять церкви», – настаивает Михаил Пиотровский.
Конфискации церковного имущества и распродажи музеев тоже прикрывались справедливыми на тот момент лозунгами, вплоть до помощи голодающим.
В то же время, у государства есть способы и возможность «искупить грехи» перед церковью, не трогая музейные фонды: существуют огромные частные коллекции, нередко «происходящие» из церквей. Часть из них непонятным образом вывезена и вывозится за границу, отмечает Пиотровский. Можно строить новые церкви и здания для церкви или как компенсацию за то, что церкви передается. Нужно и можно делать копии вещей, хранящихся в музеях, покупать старинные иконы у коллекционеров и торговцев по всему миру. Наконец, необходимо поддерживать сегодняшнюю русскую иконопись. Казалось бы, государственный аппарат мог бы потратить силы, средства и влияние на то, чтобы, возвращая эти иконы, компенсировать свою вину перед церковью. Но, увы, происходит обратное: власть переключилась на музеи своей страны.
Заявления сторонников передачи музейных фондов РПЦ о том, что святыни должны храниться в церкви – лишаются весомости историческим примером. Канонизированный РПЦ император Николай II пополнял музейные коллекции икон, вывози их даже с Афона. Монастырю оставлялись копии.
«Высочайшая, циничная несправедливость – искупать грехи государства за счет музеев и культуры. Справедливость только одна – сохранение культурного наследия», – восклицает Пиотровский, добавляя, что широкий жест со стороны госчиновников подрывает авторитет самой Церкви, «возрождая самые печальные стереотипы, связанные с ее образом в русской истории и культуре». «Когда у нас начинают говорить о православной общественности, простите, но всякий интеллигентный русский человек понимает, что это не церковь, а что-то совсем другое», – говорит директор Эрмитажа.
Напомним, что в январе правительство разработало новую версию закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». По ней РПЦ получит право «возвращать» не только храмы, но и земли, архивные документы, музейные ценности и коллекции. Новая редакция закона отменяет ограничения на возможность коммерческого использования переданных РПЦ объектов. Законопроект появился после пожелания премьера Путина ускорить возвращение церковных объектов из госсобственности. Восстанавливать храмы будут за счет государства. За последние 15 лет Русская православная церковь (РПЦ), например, получила в собственность уже более сотни храмов на основании только распоряжений правительства.
Ссылка по теме:
РПЦ дадут право возвращать храмы, ценности и документы / Путин потребовал ускорить передачу музейного имущества >>>
Санкт-Петербург, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».