Ставропольский прокурор изъял из школ Есенина, Набокова, детские детективы и фантастику «Дети начитаются Набокова и грабежи в 9 лет совершают»
Ставропольская прокуратура приказала изъять из школьных библиотек «Лолиту» Набокова, стихи Есенина, зарубежные детские детективы, произведения отечественных фантастов. «Дети в 9-12 лет грабежи совершают. Как, по-вашему, чего они начитались?» – возмущается надзирающий за исполнением законов о несовершеннолетних помощник краевого прокурора Курбангали Шарипов. Критерием непригодности произведений для школьников стало наличие в них «мистики, хулиганства, эротики, ужасов».
Помощник прокурора Ставропольского края по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних Курбангали Шарипов сообщил СМИ о выявлении и изъятии из шести школьных библиотек края литературы, которую Шарипов счел «несовместимой с задачами образовательного процесса».
Вредными для детей в прокуратуре считают «хулиганские стихи» (по определению прокурора Шарипова) Сергея Есенина и «Лолиту» Владимира Набокова. Помимо Есенина и Набокова, были изъяты такие произведения, как «Самые страшные ужастики» Роберта Стайна, «Сыщики из преисподней» Сергея Силина (пермский сказочник, автор журналов «Мурзилка» и «Веселые Картинки»), «Кукса и солнечная магия» Андрея Левицкого (популярный современный фантаст, участвовал в создании серии игр «S.T.A.L.K.E.R.», автор романов из одноименной межавторской серии), «Сумашедшее лето» Шарон Крич, книги Жюльетты Бенцони (ультрапопулярная в бывшем СССР автор, которую можно описать, как «Дюма для девочек»).
«Прокуратура потребовала изъять из общего доступа книги ряда авторов, в частности, произведения Набокова, в которых есть мистика, а также Есенина с его хулиганскими стихами. Школьникам рано читать такие книги» – пояснил Шарипов РИАН.
«У нас сейчас, если посмотреть сводки, дети в 9-12 лет грабежи совершают. Как, по-вашему, чего они начитались?... (эти книги) негативно влияют на несовершеннолетних, пробуждая в них «боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создавая проблемы в общении между сверстниками», считает помпрокурора края.
«Вместе с сотрудниками библиотеки мы просматриваем список хранящихся книг. Иногда находим книги эротического или мистического характера, читаем их на месте, просматриваем содержание. Библиотекари при этом иногда говорят, что ужасы или эротика детям не выдаются, но, позвольте, эти повести или романы хранятся на полке вместе с остальными книгами и точно так же доступны детям, как и другие произведения. В прошлом году мы уже проводили проверку и изымали такую литературу, но в этом году некоторые книги появились в школьных библиотеках снова» – цитирует «Комсомольская правда» заявление Шарипова.
«Эти книги не входят в списки запрещенной экстремистской литературы. Я проверяла. Видимо, не понравились их названия. После этого руководство школы списало их из библиотеки. Это несколько книг. Мы получили их гуманитарной помощью из краевого детского фонда. Среди них «Сумасшедшее лето» Шарон Крич. Это детские книги, фантастика. Какая там может быть мистика и эротика? Я возмущена до слез. Представители прокуратуры сказали, что для спецшколы такая литература не рекомендуется» – возражает библиотекарь Горнозаводской специальной общеобразовательной школы закрытого типа, в которой, в частности, прошел «рейд» Шарипова.
Помощник прокурора Ставропольского края, поэт и знаток детской литературы Курбангали Шарипов. Фото Александра Цвигуна.
Участники ЖЖ-сообщества potsreotizm предположили, что, оценивая книги из школьных библиотек, помпрокурора Шарипов руководствовался исключительно собственными литературными вкусами – ведь он поэт, о котором писали даже в районной газете. В частности, перу Курбангали Шарипова принадлежат такие стихи:
«Я тебя обниму, я тебя подниму,
Оторву от асфальта с бетоном,
На руках унесу на поляну в лесу,
Над которой свод неба бездонный.
Это будет зимой или ранней весной
Где-то в нашем затерянном прошлом
Там ходил и искал я с шампанским бокал,
Что тобой был недопит и брошен».
В potsreotizm считают, что этот стих – завуалированное признание прокурора в убийстве:
– Да ведь он в убийстве сознается. Закатал в асфальт, укатал в бетон, а когда зимой или ранней весной снег растаял – перепрятал останки в лесу, а потом еще бокал разыскивал с отпечатками пальцев и образцами слюны потерпевшей. Нет, он сомнителен, этот помощник прокурора, крайне сомнителен!»
– Там имеется ввиду, что он труп поднял с асфальто-бетонного покрытия, и зимой отнес на поляну, чтобы, видимо, присыпать снегом. Видимо, в гараже где-то все произошло.
Литературные вкусы прокурора не нашли признания даже в региональном правительстве. Врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров осудил действия сотрудника надзорного органа: «Я не понимаю, как Есенин и Набоков могут иметь аморальное влияние на детей. В моей голове это не укладывается» – цитирует Владимирова «Интерфакс».
Губернатор предположил, ситуация с прокурором и школьными библиотеками имела место из-за бюрократических недоработок: у местных властей есть обязанность исполнять определенные нормы «об информационной защите детей, но нет конкретных критериев и механики исполнения этих норм.
«Отсутствие правил игры в этой области порождает возможное недопонимание и взаимные претензии...Министерство образования края выступит инициатором разработки единых норм, чтобы подобного впредь не происходило», – пообещал Владимиров в ходе I Форума СМИ Северного Кавказа в Пятигорске.
История про ставропольского помощника прокурора в роли школьного цензора удивительным образом совпала с программным выступлением президента Владимира Путина, который пообещал отечественной литературе господдержку, а школьникам – увеличение количества уроков русского языка и литературы.
Президент выступил на Российском литературном собрании, где объявил, что «нам нужна долгосрочная, продуманная система мер поддержки отечественной литературы». Президент пояснил, что государство должно поддерживать литературу, потому что именно в ней всегда ставится самый точный диагноз состояния общества и обозначаются его болевые точки.
Он также отметил, что раскрученные книги и авторы могут и сами пробить себе дорогу, но далеко не всегда это удается качественной детской литературе, академическим изданиям, собраниям сочинений классиков. По его словам, даже если снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией, Россия не вправе с этим смириться (цитируется по публикации РИАН).
Также президент пообещал, что будут пересмотрена школьная программа – чтобы увеличить количество часов преподавания русского языка и литературы. «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли» – пояснил Путин эту инициативу.
Ставрополь – Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».