Роскомнадзор запретил детям спектакли «Ревизор» и «Волшебная флейта» Пьесу Гоголя сочли «пропагандой противоправного поведения»
Чиновники краснодарского управления Роскомнадзора заставили местные драмтеатр и Театр кукол установить возрастные ограничения для спектаклей «Ревизор» и «Волшебная флейта». Гоголевская пьеса получила рейтинг 12+ за сцену с подкупом «чиновника» Хлестакова, мистерия Моцарта в адаптации для детей на сцене Театра Кукол получила рейтинг 18+ за «пропаганду самоубийств».
Постановка «Ревизора» в Краснодарском академическом театре драмы получила возрастное ограничение «12+». Экспертиза, проведенная по заказу краевого управления Роскомнадзора, установила, что городские чиновники дают взятки столичному «ревизору», что является «оправданием противоправного поведения», сообщает газета «Известия».
Ранее спектакль «Волшебная флейта» из репертуара Театра кукол в том же Краснодаре получил категорию «18+» – за «пропаганду самоубийства».
Отметим, что чиновники Роскомнадзора ссылались на ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако поправки в этот закон, которые распространяют его действие на классические произведения, пока не приняты и существуют только в виде концепции на полторы тысячи страниц, обнародованной ведомством. В этом случае чиновники, скорее всего, превысили полномочия, опираясь на еще не принятые и не вступившие в силу нормы.
Впрочем, пьесу «Ревизор» 99% населения открывает впервые только в 8-м классе, то есть – в 12-13 лет. Таким образом, ограничения от Роскомнадзора в этом случае лишь зафиксировали статус-кво. Чиновники продемонстрировали любимый прием бюрократии: как убедительно изобразить деятельность, не совершив ничего.
Что касается «Волшебной флейты», то опера Моцарта изначально не предназначалась для детей: она представляет собой смесь мотивов из ближневосточных и кельтских мистерий. А мифологические персонажи никогда не отличались викторианским благонравием. Впрочем, это касается и любого фольклора – от неадаптированых для детей, оригинальных сказок Братьев Гримм, до русских сказок, собранных Афанасьевым еще в XIX веке, сказок манси и других народов. Гипернасилие, в том числе сексуальное, инцест, кровавые и логически не мотивированные развлечения героев и юмор «ниже пояса» – отличительные черты фольклора, не прошедшего спецобработку «профессиональными детскими писателями». Либретто «Волшебной флейты», разумеется, результат обработки мифологического материала литераторами, но составлялось оно вовсе не для детей. «Детской» «Волшебную флейту» стали считать уже в СССР, видимо по причине наличия в ней сказочных персонажей.
Проблема с чиновниками Роскомнадзора не в том, что они пытаются ограничить для детей классические произведения (вряд ли кто стал бы читать 10-летнему сыну на ночь «Золотого осла» Апулея). Проблема в том, что для исполнения закона «О защите детей от информации» чиновникам приходится втискивать богатые трактовками произведения в «систему одной извилины»: узкие формулировки косного бюрократического языка. Процесс отягощается либо странным и неуместным рвением, либо желанием выполнить работу формально, «для галочки». Такие попытки не могут не вызвать здоровый смех.
Краснодар, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».