AMP18+

Культура

/

Новогодние кинотеатры могут остаться только с отечественными премьерами Российские продюсеры просят правительство изгнать из праздничного проката зарубежные фильмы

Российские кинопродюсеры, добившись от Минкультуры и кинотеатров квот на показ их продукции, решили пойти дальше и вытеснить иностранную кинопродукцию из праздничного проката. Федор Бондарчук, Сергей Сельянов и другие руководители крупнейших кинокомпаний обратились в Минкультуры с просьбой выделить им больше прокатного времени в новогодние дни. И запретить прокатчикам переносить российские премьеры иностранных фильмов на праздники, чтобы ключевые премьеры сезона не конкурировали с российским кинопродуктом.

Новогодние каникулы – самый посещаемый период в российских кинотеатрах. В начале 2015 года эти две недели праздников принесли кинотеатрам 4,5 млрд рублей или десятую часть годовых сборов.

Сергей Сельянов (СТВ), Федор Бондарчук с Дмитрием Руковским (Art Pictures), Тимур Вайнштейн («ВайТ Медиа»), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies), Георгий Шабанов (All Media) составили письмо в Минкультуры с просьбой подвинуть из новогоднего кинопроката иностранные фильмы ради их продукции.

В письме говорится, что студии подписантов 31 декабря и 1 января выпускают в прокат пять фильмов: «Иван Царевич и Серый Волк 3», «Мафия», «Страна чудес», «Срочно выйду замуж» и «Голоса большой страны». Конкуренцию им должны составить иностранные картины «На гребне волны», «Стив Джобс», «Крампус», «Маленький принц» и «Волшебное королевство Щелкунчика». Российские продюсеры опасаются, что из-за конкуренции они не смогут получить прибыль от новогоднего проката, на которую рассчитывали:

«В сложившейся ситуации собрать в прокате средства, необходимые для окупаемости проектов ...представляется крайне тяжелой задачей, что ставит под угрозу разработку и выход следующих картин подобного уровня, – говорится в письме. – В связи с вышеизложенным, просим вас на государственном уровне оказать поддержку прокату указанным выше картинам».

Продюсеры считают, что прокатчики лишают их прибыли намеренными манипуляциями со сроками выхода зарубежных картин на российские экраны. Например, российская премьера фильма «Стив Джобс» была запланированы на 1 января, тогда как в США и Европе показ фильма начался в октябре-ноябре. Продюсеры недовольны тем, что сети кинотеатров за три месяца до выхода картин заполнили новогодний прокат только западной продукцией. «Очень странно, когда американские фильмы выходят в США в один день, а в России дружно перескакивают на Новый год, потому что там больше зрителей и шансов заработать больше. Нам кажется, что это не очень справедливо» – возмущается Тимур Вайнштейн.

В связи с этим продюсеры просят Минкультуры установить правила, по которым фильмы иностранного производства выходили бы в России в день своей мировой премьеры. «Это упорядочит рынок кинопроката и поможет отечественным продюсерам выбирать наиболее эффективную дату выхода российского фильма, что приведет к увеличению доли российского кино в сборах, а также будет с пониманием воспринято голливудскими студиями» – приводит РБК daily цитаты из письма в Минкультуры.

Другой вариант – предупреждать участников рынка о примерных сроках выхода на экран западных картин, чтобы российские производители могли запланировать свои премьеры на другие даты.

Руководитель Enjoy Movies Гевонд Андреасян настаивает, что коллективная продюсерская петиция касается не только новогодних праздников, но условий проката в целом: «Мы просто просим не убивать нас за месяц до выхода фильма, ставя нам на голову многомиллионные картины, когда у нас уже куплена реклама и когда мы уже ничего не можем отыграть».

В Минкультуры письмо получили и направили запрос продюсеров основным российским кинопрокатчикам. К неофициальной просьбе кинопродюсеров прислушались лишь в «Каро Премьер»: сеть перенесла дату выхода фильма «На гребне волны» с 1 января на дату мирового релиза (24 декабря, католический сочельник). Представители сети кинопроката подтвердили журналистам, что передвинули дату премьеры. Но отметили, что они сами давно обсуждали это решение, в том числе из-за других фильмов, выходящих в прокат в то же время. Пожелание продюсеров дистрибьюторы нашли обоснованным и приемлемым – если будут разработаны общие правила. Изменение дат российских премьер зарубежных фильмов из-за выхода отдельных российских продуктов прокатчики назвали абсурдом.

Дистрибьюторы опасаются, что за просьбой освободить для российского кино новогодний прокат могут последовать другие попытки государства вмешаться в дела киноиндустрии. Основания для скептицизма у прокатчиков имеются: всего пару месяцев назад российские кинопроизводители с помощью правительства добились от прокатчиков жестких квот на показ их продукции. При этом киносети заставили выбирать между введением НДС на показы иностранных фильмов и «добровольными» ограничениями проката.

Напомним, чиновники уже несколько лет добиваются госрегулирования российского кинопроката. Ранее министр культуры Мединский активно продвигал идею квотирования, но в феврале этого года участники рынка убедили его отказаться от этой идеи. «Кинотеатры попали в непростую экономическую ситуацию, связанную с курсом доллара. И в этой ситуации настаивать на квотировании – плохая идея. Квотирование, безусловно, хоть и опосредованно и временно, но ударит по кинотеатрам», – уступил тогда Мединский. Вскоре Минкультуры предложило прокатчикам то, что они посчитали альтернативой: вместо квот ввести налог для зрителей. Зрителям пришлось бы доплачивать государству за право просмотра зарубежных фильмов.

Эту идею горячо поддержал премьер Дмитрий Медведев. По подсчетам Медведева, Мединского и представителей «Мосфильма», дополнительный доход от введения такого налога составил бы 6-7 миллиардов рублей в год, что могло покрыть расходы государства на поддержку отечественного кино. Протекционистов вернуло на землю Минэкономики. Министерство направило отрицательный отзыв на идею премьера Медведева и министра культуры Мединского ввести для зрителей налог за просмотр в кинотеатрах зарубежных фильмов. По мнению министерства, эта идея противоречит обязательствам РФ, взятым при вступлении в ВТО. Также в Минэкономики указали, что положительный финансовый эффект от такого нововведения – лишь видимость. «Положительный эффект от данной меры представляется не вполне очевидным в силу того, что в случае ее реализации кинотеатры становятся плательщиками НДС и смогут предъявлять к вычету суммы НДС, уплаченного, например, дистрибуторам». Кроме того, предполагаемое нововведение нарушало законодательство: НДС и так уплачивается, только не зрителями, а прокатчиками.

В Минкультуры, несмотря на эти возражения, продолжали вести переговоры с прокатчиками о введении «патриотического НДС». В итоге все обернулось чем-то вроде шантажа, причем двойного: либо прокатчики принимают предложение о введении НДС на билеты на сеансы с зарубежными фильмами, либо принимают другие протекционистские идеи государства и кинопроизводителей, например, квотирование экранного времени. Заодно правительство и киностудии предложили дистрибьюторам оформить все как «добровольное» начинание. Если кинопрокатчики «добровольно» не примут условия Минкультуры, Мединский пообещал добиться законодательных ограничений. В итоге стороны сошлись на введении квот: 20% годового и ежемесячного экранного времени должно отводиться под картины российского производства – без учета состояния рынка, количества премьер и других факторов.

Москва, Алексей Усов

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Культура, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Мединский Владимир,