AMP18+

Культура

/

В Новосибирске ввели православную цензуру Члены облправительства вошли в «Народный собор» и сформировали совет по соблюдению «духовно-нравственных основ»

Новосибирские околоцерковные фундаменталисты слились с региональными властями и получили контроль над светской жизнью – пока над местной культурой. Первый замгубернатора и министр культуры области Владимир Знатков и Игорь Решетников стали членами «Народного собора» (НС). Заодно эта организация получила право цензурировать культурные проекты – «для соблюдения духовно-нравственнных основ». Ранее местное отделение НС ославилось давлением на власти для запрета рок-концертов, графики Пикассо, митингами с требованиями переписать Конституцию, запретить аборты и ввести цензуру. Последнее НС уже удалось – пока на региональном уровне.

Первый вице-премьер Новосибирской области Владимир Знатков и министр культуры Игорь Решетников вошли в президиум регионального отделения «Народного собора». Зампредом новосибирского отделения «Народного собора» стала гендиректор ОАО «Новосибирскэнергосбыт» Татьяна Подчасова. Предприятие является единственным поставщиком электроэнергии на территории региона, сообщает «Тайга.инфо». Председателем новосибирского НС является новосибирский митрополит Тихон.

Одновременно с включением в состав православных фундаменталистов представителей светских властей, «Народный собор» получил цензурные полномочия: при нем создан совет по культуре и образованию. Официально его цель обозначена как «общественная экспертиза творческих проектов и программ с точки зрения укрепления традиционных российских нравственных ценностей и духовно-нравственных основ», уточняет «Сиб.ФМ».

Идея создания совета по культуре возникла в регионе после скандала с постановкой оперы «Тангейзер», когда митрополит Тихон и его НС спровоцировали репрессии против Новосибирского государственного театра оперы и балета за «нарушения прав верующих». Изначально совет должен был выполнять посреднические функции. Он должен был стать буфером между творческими деятелями, чиновниками и разнообразной «озабоченной общественностью». После открытого давления «Народного собора» на городские и региональные власти функция совета радикально изменилась на цензурирующую.

Первый вариант новосибирского художественного совета был сформирован в декабре 2014 года постановлением мэр города Анатолия Локтя. Этот орган должен был выполнять совещательно-экспертные и отчасти цензурные функции при муниципалитете, чтобы сгладить противостояние культурной среды Новосибирска с провозвестниками «православного шариата». Это противостояние выражалось в срыве выступлений зарубежных музыкантов, инициированных «православным активом» репрессиях против местного оперного театра, попытками региональной епархии закрыть выставку Пикассо и прочих инцидентах. Предполагалось, что новый орган должен «грудью закрывать» от идеологических конфликтов, в первую очередь, мэрию, а затем и различные культурные организации города.

В состав Н-ского худсовета по итогам интернет-голосования вошли тридцать человек: архитектор Александр Ложкин, председатель новосибирского филиала Союза фотохудожников Евгений Иванов, художник Александр Шуриц, Людмила Монахова, глава местного отделения фонда «Родное слово», главный редактор журнала «Современная архитектура» Александра Архипова, преподаватель архитектурно-художественной академии, профессор Михаил Омбыш-Кузнецов, нынешний организатор Монстраций Артем Лоскутов и ветеран российского арт-авангарда, Вячеслав Мизин (группа «Синие носы»). Кандидатуры двух последних участников совета и вызвали сопротивление «православного актива». Новосибирские борцы за «православный шариат» в открытую выступили против городских властей. Для начала им удалось блокировать деятельность новосибирского худсовета. Центральный райсуд Новосибирска удовлетворил жалобу лидера местного отделения «Народного собора» Юрия Задои и признал незаконным постановление мэрии о создании городского худсовета.

Теперь «Народному собору» удалось интегрировать в свой состав светское руководство области, подчинив министра культуры и первого вице-губернатора митрополиту Тихону (хотя бы в рамках деятельности НС). Затем последовало объявление о создании нового совета по культуре уже с однозначной православно-фундаменталистской ориентированностью.

Новосибирск для РПЦ и советов по «общественной нравственности» в последние годы стал чем-то вроде полигона, где представители духовенства и воцерковленная публика отрабатывают механизмы религиозной цензуры и давления на светские власти. Напомним, чем отличились региональные церковные власти и созданный ими «Народный собор».

В начале 2015 года Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру и региональное заксобрание по поводу оперы «Тангейзер», «нарушающую права верующих». В итоге скандал получил общероссийский резонанс, защищавший оперу Вагнера директор Новосибирского государственного театра оперы и балета Борис Мездрич был снят Москвой. А постановка, ставшая «Оперой года» (2014), была отцензурирована по «настойчивым пожеланиям» православного актива.

Летом 2014 года «Народный собор» организовал кампанию против рок-концертов. В частности православные «ультрас» провели митинг на площади Ленина перед Оперным театром с призывами к изменению основ конституционного строя РФ, введению православной цензуры и запрету абортов (отметим, что члены НС удалили тексты публичных заявлений перед митингом, в которых содержались наиболее радикальные призывы со своего сайта narodsobor.ru). Заодно НС вызвали противостояние между светскими и церковными властями, закончившееся поражением первых. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий (бывший бессменный мэр) заметил, что общественная кампания является давлением на светские власти со стороны церкви, «чтобы все мероприятия, происходящие в городе, согласовывали с церковью». В итоге концерт Мэрилин Мэнсона был отменен, концерт польской группы Behemoth – сорван.

Ранее противостояние вызвал проект «Родина» политтехнолога и галериста Марата Гельмана. Пародийное изображение официозной «духовности» в виде куполов-клизм, чучела двуглавого орла и прочие объекты возбудили местную епархию и тот же «Народный собор». Глава НС Юрий Задоя пожаловался в прокуратуру, что чучело орла является оскорблением государственности. Правда, потом Задоя признался, что саму выставку он не посещал, а о «кощунственном содержании» ему поведали православные дружинники. Прежний губернатор Новосибирской области Василий Юрченко (входивший в НС) тут же распорядился закрыть и перенести выставку. Затем пресс-служба главы региона вывела шефа из-под насмешек критиков, заявив, что распоряжение было отдано не самим Юрченко, а областным министерством культуры.

Следующим объектом нападок стала экспозиция из 105 эротических литографий Пабло Пикассо. «Нарастающий вал безнравственности, бездуховности, безразличия к проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания – все это способно разрушить как жизнь отдельного человека, так и всю страну» – разразился воззванием Союз православных женщин Новосибирской области. «Образцом бездуховности» была назначена выставка Пикассо «Искушение».

Скандал возглавили религиозные кураторы региона в компании с городскими властями. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон на встрече с мэром города Владимиром Городецким солгал, что выставка гравюр Пабло Пикассо «Искушение», открытая для просмотра через дорогу от мэрии в здании государственного краеведческого музея, «была запрещена во всем мире». И выразительно посетовал, «что этого не случилось в Сибири».

Православные и светские власти НСО сошлись во вкусах только относительно шансона. В 2013 году местные чиновники и члены регионального отделения «Единой России» решили отметить сороковой день убийства криминального «авторитета» Деда Хасана», организовав в его честь фестиваль шансона «Крутое пике звезд шансона над сибирской тайгой». При этом, формально съезд «звезд» блатного романса был посвящен столетию со дня рождения трижды героя Советского Союза аса Покрышкина.

«Музыкальный жанр «Шансон» воспитывает в своих слушателях чувство гражданственности, понимание и почитание таких понятий как: «Родина», «Честь», «Мать», «Друг» и другие. Данный проект одобрен мэрией города Новосибирска и Правительством Новосибирской области» – объявили тогда новосибирские «единороссы». После скандала в СМИ новосибирские чиновники из областного правительства и городской администрации открестились от соучастия в фестивале блатной песни. Зато областные «единороссы» грудью встали на защиту марафона и его концепции. А «православная общественность» тем более не подала голоса – видимо, шансон и поминки по криминальному авторитету вписываются в концепцию формирования «духовно-нравственных ценностей».

Новосибирск, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Сибирь, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, РПЦ, страна Фрустрация, Цензура,