AMP18+

Культура

/

«Если в преподавании литературы равняться на политиков – пропадет Россия» Ученые ответили депутатам и РПЦ на попытки ввести православно-патриотическую цензуру в образовании

Ученые ответили на попытки РПЦ и депутатов отредактировать школьный курс литературы: «Бывшие троечники не стыдятся признаваться, что им непонятна русская классика». На днях было учреждено Общество русской словесности, которое возглавил патриарх Кирилл. Пробным тактическим ходом новой организации стало заявление члена патриаршей комиссии во вопросам семьи протоиерея Владимирова, заявившего о желании отцензурировать школьный курс литературы, так как произведения в нем «воспевают свободную любовь». Получив отпор, в РПЦ открестились от так вовремя прозвучавшего предложения священника и, возможно, решили действовать аккуратнее. Зато год назад депутаты Госдумы предложили аналогичный проект: создать депутатский совет для контролируемой патриотизации литературы. И также предложили убрать «слишком сложные» и «непатриотичные» произведения из школьной программы.

На днях патриарх Кирилл заявил о создании Общества русской словесности, которое сам и возглавил. «Несколько месяцев назад президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обратился ко мне с предложением создать Общество русской словесности и впоследствии возглавить его работу», – пояснил глава РПЦ.

«На заседании патриаршего совета по культуре глава РПЦ выразил крайнюю озабоченность состоянием грамотности, низким уровнем преподавания русского языка и литературы в стране, которая когда-то была самой читающей в мире» – говорится о выступлении патриарха в сюжете «Вестей».

В тон заявлению главы РПЦ выступил протоиерей Артемий Владимиров. Член другой патриаршей комиссии – по вопросам семьи – подхватил тон главы церкви и призвал отредактировать школьную программу в соответствии с представлениями православных священников. Протоиерей заявил, что в таких изучаемых школьниками произведениях, как «О любви» Антона Чехова, «Куст сирени» Александра Куприна и «Кавказ» Ивана Бунина, «воспевается свободная любовь». «В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом – распадается семья, в третьем – адюльтер кончается ничем... Эти яркие художественные образы – это мина замедленного действия для наших детей. Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования!» – цитирует протоиерея «Интерфакс».

Вполне вероятно, что это выступление со столь откровенными предложениями не случайно прозвучало не от самого патриарха или членов свежесозданного Общества русской словесности, а от члена смежной патриаршей комиссии. Инициатива, несомненно близкая представлениям православных функционеров, встретила заметное сопротивление общества. И то, что эти слова принадлежали далеко не главным функционерам РПЦ, позволило этой организации официально откреститься от непопулярного выступления протоиерея.

«Протоиерей Артемий Владимиров выразил свое личное негативное отношение к трем произведениям русских классиков... точка зрения одного священника никоим образом не может рассматриваться как намерение Церкви добиваться исключения из школьной программы тех или иных авторов», – объявил сегодня пресс-представитель РПЦ Владимир Легойда.

«Сама постановка вопроса, что Церковь хочет что-то запретить, является некорректной. Мы свидетельствуем о том, что, на наш взгляд, разрушает свободу и целостность человеческой личности, а как к этому относиться – остается на усмотрении каждого человека и общества в целом», – объявил другой представитель пресс-службы РПЦ, Вахтанг Кипшидзе (цитируется по публикациям «Интерфакса» и ТАСС ).

Год назад депутаты Госдумы выдвинули идею, аналогичную церковной. Только в их предложении был акцент на патриотизме. А урезать программу они предложили не за «разврат» а за «непонятность» некоторых произведений.

«Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать – в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих – сложно и рано! Их изучение – это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель», – заявлял депутат Ярослав Нилов. Бывший глава Счетной палаты, а ныне президент Российского книжного союза Сергей Степашин посчитал, что нужно создать специальный экспертный совет, который займется наполнением патриотической литературой библиотек школ, вузов, кадетских корпусов, больниц, домов престарелых, системы исправительных учреждений и т.д. В эти библиотеки должны быть отправлены специальные подборки патриотических книг. А еще задачей совета станет стимулирование издателей, писателей и художников на создание исключительно патриотических произведений.

Председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов ответил на все эти инициативы предложением начать цензурирование с «Колобка», так как в сказке есть пропаганда бродяжничества, что может привести к печальным результатам. Писатель Людмила Улицкая назвала бредом призыв РПЦ убрать из школьных программ рассказы Бунина и Чехова.

«Это было бы самое лучшее. Именно так. Этот бред нелепый просто слышать стыдно. Исключить их – самый лучший выбор. Надо оградить учебный процесс от мракобесов. Не понимаю, как в нашей стране, где Церковь отделена от государства, она имеет право влиять на учебный процесс... эта установка на чистку русской литературы руками наших священников представляется чрезвычайно пагубной для культуры», – заявила писательница в эфире радиостанции «Говорит Москва».

Проект Theory and Practice собрал комментарии филологов, которые убийственно припечатали инициативы депутатов и священников. «В очередной «патриотической кампании» порадовали меня только слова Владимира Толстого – в журналистском, правда, пересказе, – что «любую качественную литературу можно назвать патриотической». Давайте из этого и будем исходить. Одно могу сказать определенно: если в сегодняшнем школьном преподавании литературы будем мы равняться на умственный уровень сегодняшних наших депутатов – пропала Россия-матушка», – заметила доктор филологических наук, писатель Мариэтта Чудакова.

«Можно надеяться, что хорошие учителя все равно будут преподавать Толстого, Достоевского и Булгакова, – но так не выйдет: если у них не будет часов по литературе, они не смогут изучать то, что не входит в узкую программу, которую проверяют на ЕГЭ. А если у учителей нет возможности говорить о «Преступлении и наказании», мы теряем весь петербургский текст русской литературы. Любое изменение школьной программы всегда чревато значительными последствиями. Еще один аргумент – «Мы уберем из программы сложные произведения, потому что никто не умеет их преподавать». Но это значит только, что нужно добиваться того, чтобы литературу в школе преподавали хорошие филологи, а не выкидывать произведения...

Опытный учитель может проходить как сложное произведение даже «Сказку про курочку Рябу». А плохой учитель сделает простым романом «Войну и мир». Понятно, что происходит и ради чего это делается. И, конечно, мы все, люди гуманитарной сферы, категорически против того, чтобы кто-то оскоплял мозг нашим детям. Разумеется, гораздо труднее манипулировать людьми, которые читали, изучали и могут говорить и мыслить в категориях Толстого и Достоевского. Чтобы проще было управлять, нужно этих писателей запретить», – считает литературовед Елена Вигдорова.

«Все нормальные учителя будут преподавать то же, что преподавали до этого. Подобные вещи говорят, только чтобы нас в очередной раз «взбодрить». Даже если этих писателей исключат из экзаменационной программы, мы все равно будем говорить о них с учениками. Никто не может запретить учителю делать это.

Такого явления, как патриотическая литература, в истории объективно не существует. Существуют брошюрки патриотического содержания, однако нормальная литература не может быть патриотической или антипатриотической. Это противоестественное сочетание слов. Любое произведение можно трактовать по-разному, и слово «патриотизм» – тоже», – говорит преподаватель НИУ ВШЭ Надежда Шапиро.

«Как же должна была опуститься нравственная и интеллектуальная планка нашего общества, если в Думе бывшие троечники не стыдятся признаваться, что им неинтересна и непонятна русская классика», – изумился литературовед, заслуженный учитель России Лев Соболев.

«Я надеюсь все же, что составлять программу по литературе будут не дремучие троечники, а люди компетентные. Убрать классику и заменить ее однодневками – это значит сделать еще один шаг к духовному оскудению наших детей», – считает преподаватель.

Отметим, что православно-патриотическая цензура уже официально действует – правда пока в одном регионе страны. Новосибирские околоцерковные фундаменталисты слились с региональными властями и получили контроль над светской жизнью – пока над местной культурой. Первый замгубернатора и министр культуры области Владимир Знатков и Игорь Решетников стали членами «Народного собора» (НС). Зампредом новосибирского отделения «Народного собора» стала гендиректор ОАО «Новосибирскэнергосбыт» Татьяна Подчасова. Предприятие является единственным поставщиком электроэнергии на территории региона. Председателем новосибирского НС является новосибирский митрополит Тихон.

В результате такого слияния эта организация получила право цензурировать культурные проекты – «для соблюдения духовно-нравственных основ». Ранее местное отделение НС ославилось давлением на власти для запрета рок-концертов, графики Пикассо, митингами с требованиями переписать Конституцию, запретить аборты и ввести цензуру.

Москва, Алексей Усов

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Госдума, РПЦ, страна Фрустрация, Цензура,