РПЦ продолжает передел собственности: православные намерены выселить на улицу Рязанский музей-заповедник федерального значения
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник федерального значения, основанный в 1884 году, может оказаться на улице. По сведениям газеты «Новые Известия», на днях премьер-министр Михаил Фрадков может подписать постановление правительства о передаче Рязанского Кремля Московской патриархии. По словам музейщиков, это будет означать смерть заповедника: не говоря о том, что архитектурный комплекс Кремля станет церковной вотчиной, наподобие Троице-Сергиевой лавры, сегодня в Рязани попросту нет условий для размещения экспозиций и фондов заповедника.
Как пишет издание, в прошлом году в Рязань приезжал министр культуры РФ Александр Соколов и несколько раз глава федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Оба заверяли музейщиков, что заповеднику ничто не грозит. Но в конце февраля на стол Михаилу Фрадкову легло адресованное президенту письмо Алексия II с просьбой «восстановить историческую справедливость и передать весь комплекс бывших церковных зданий их исконному владельцу – Рязанской епархии Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование».
23 марта в музее-заповеднике была собрана пресс-конференция, на которой говорилось о реальной угрозе архитектурным памятникам, экспозиции и фондам (а это – четверть миллиона единиц хранения). Было обращено внимание на ряд натяжек в аргументации православного духовенства. Так, правящий архиерей Рязанской епархии владыка Павел заверял, что в стенах Кремля и после передачи всех соборов и церквей епархии сохранится общедоступный музей. Между тем, в письме патриарха, рассматриваемом в правительстве, речь идет о епархиальном музее, которому должны быть переданы из музея-заповедника иконы, православные святыни и другие реликвийные экспонаты и документы. Более того: владыка Павел ровно за неделю до патриаршего письма издал указ о «воссоздании «Епархиального Древлехранилища» (Церковного историко-археологического музея Рязанской епархии), которое было учреждено Святейшим Синодом от 10 октября –16 ноября 1890 года и Указом Синода от 9 июня 1900 года». Старшим хранителем (директором) церковного музея, то есть фактически преемницей директора музей-заповедник Людмилы Максимовой, архиерей, не дожидаясь решения «кремлевского вопроса» в Москве, уже назначил монахиню Мелетию (Панкову).
Нетерпение владыки Павла понятно: в фондах музея хранятся около 500 произведений древнерусской живописи, включая икону «Богоматерь Одигитрия» XIII в., бесценные образцы древнерусского лицевого шитья, 570 рукописных и старопечатных книжных памятников XV – XIX вв.
Не выдерживают критики приводимые духовенством параллели с тем, как в конце войны РПЦ была возвращена Троице-Сергиева Лавра, а в начале 90-х Ипатьевский монастырь, ставший сегодня главным источником доходов Костромской епархии. В обоих случаях не нуждается в доказательствах то, что «объекты пользования» на все 100% церковного происхождения. В случае с Рязанским заповедником дело обстоит иначе. Пятьсот лет назад Кремль был крепостью, к XVIII веку сложился как многофункциональный объект городской застройки. Сотрудники заповедника в своем открытом письме Владимиру Путину подчеркивают: «Постройки Кремля переросли первоначальное функциональное назначение и представляют собой уникальный архитектурный ансамбль, определяющий и формирующий историко-культурную среду города. Здесь естественно соединились несколько составляющих: древнейший археологический памятник, заселенный с II тыс. до н. э.; территория города-крепости с более чем 900-летней историей; уникальный природный ландшафт; историко-культурный комплекс оборонительных сооружений, гражданских и культовых памятников XII – XIX веков; богатейшие музейные коллекции... Очевидно, что вывод музея-заповедника за пределы Рязанского кремля непременно приведет к его гибели».
Сложившаяся ситуация, по мнению подписавших обращение, «дестабилизирует общественно-культурную жизнь как региона, так и музейного сообщества России. Передача памятников и имущества Костромского музея-заповедника в ведение местной епархии уже создала опасный прецедент, приведший к необоснованным претензиям на передел собственности. Следующим становится Рязанский музей-заповедник. Налицо тенденция разрушения глубинных основ культурно-исторического развития древних центров, что в свою очередь ведет к распаду единого культурного пространства многонациональной и многоконфессиональной страны».
И все потому, что, как утверждают музейщики, «епархиальное ведомство попало под влияние новейших рыночных тенденций и включилось в борьбу за передел собственности. Такая позиция не соответствует вековым традициям русского Православия и духовной миссии Церкви в современном российском обществе. Символично, что все это происходит в год, объявленный указом Президента РФ годом гуманитарных наук, культуры и образования».
Под обращением – подпись директора Максимовой и 800-ти ее сподвижников. В последние дни к ним присоединились сотни рязанцев и туристов из других российских городов и из-за рубежа.
Музейщиков поддержала Рязанская областная дума. «… Сегодня Кремль – то место, куда могут прийти люди любого вероисповедания, любой национальности, чтобы познакомиться не только с церковным искусством, православной культурой, но и с историей Рязанского края. А когда вместо заповедника появится монастырь, туда не все смогут попасть, да и не каждый пойдет. Это значит отрезать наших детей от богатейшего культурного пласта. По-моему, такое намерение не оправдано. Добавлю, что в Рязани и без того много храмов…», – заявил заместитель председателя Рязанской областной думы Владимир Федоткин.
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».