Глава Минкульта: Россия не будет возвращать ценности периода Второй мировой войны
Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов заявил, что Россия не будет возвращать культурные ценности, оказавшиеся на ее территории в результате Второй мировой войны.
«Реституции, как возвращения культурных ценностей, не будет, и это слово можно вывести из употребления», – сказал Соколов, отвечая на вопрос «Интерфакса» о возможности реституции культурных ценностей в Германию и ее страны-союзницы во Второй мировой войне.
Как уточнил министр, в настоящее время обсуждается компенсаторная реституция, то есть возможность компенсации за то, что было вывезено из Германии в счет ущерба, нанесенного фашистским блоком Советскому Союзу, «за то, что было разрушено, уничтожено и сожжено в СССР».
Проблемы реституции обсуждались в России неоднократно. Правительство, Дума и многие деятели культуры, например, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова называют художественные ценности, попавшие после войны в Россию, компенсацией за российские потери в войне, которую вели немцы.
Такая позиция вызывает открытое возмущение со стороны представителей других стран, которые занимаются проблемами реституции, отмечает Newsru.com. Главный вопрос: почему Россия удерживает у себя даже те предметы, которые вывезены не из Германии, а из других стран Центральной и Восточной Европы или из советских республик, ставших теперь вновь независимыми.
Возвращения перемещённых ценностей от России, как можно понять из выступления министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Соколова в Госдуме 13 июня 2005 года, требуют восемь стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Люксембург, Нидерланды и Украина. Австрия, в частности, хочет вернуть экспонаты из Австрийской национальной библиотеки, Венгрия – библиотеку Шарошпатакского реформаторского колледжа, Греция – архив еврейской общины города Салоники, Нидерланды – архивные документы, живопись и гравюры, Бельгия – 40 архивных фондов, Украина – фрагменты фресок.
Кроме того, бывшие союзники СССР в войне, например Франция, Греция, Нидерланды, выдвигают требования на коллекции, которые сначала были похищены немцами, а затем в 1945 году вывезены Советской армией.
Как говорит директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, она считает, что бесценные шедевры были спасены русскими солдатами. Между тем Германия не перестает требовать возврата предметов трофейного искусства. Ирина Антонова со своей стороны говорит, что они останутся в музее.
«Реституция невозможна, и я объясню вам почему, – заявила Антонова в ноябре прошлого года, – Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается «мраморов Элгина», которые остаются в Лондоне».
Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть, однако в российском законодательстве предусмотрены исключения для религиозных предметов искусства, собственности жертв фашизма и Холокоста. Также закон предусматривает возможность обмена, однако тут возникает трудность с проблемой сравнения предметов искусства.
Напомним также, что 15 апреля 1998 года Госдумой РФ был принят федеральный закон «О культурных ценностях, перемещённых в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно этому закону, перемещённые после Второй мировой войны культурные ценности, оставшиеся в России, были и являются её национальным достоянием.
Москва, Ольга Панфилова
© 2006, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».