AMP18+

Днепропетровск

/

«Аваль» требует «Житомирхлеб» без зрелищ

Сегодня сложно представить украинский бизнес без «дружеских» захватов и поглощений, а проще говоря, рейдерства. Настолько это слово вошло в обиход, что уже нет смысла приводить его толкование.

Эксперты отмечают, что данный этап развития Украины проходит под знаменем рейдерской революции. «Белые», «серые» и «черные» схемы поглощения бизнес-структур описаны неоднократно, украинские предприниматели жалуются на «большого соседа», мол, именно из России к нам пришла эта напасть. Из России ли или с Запада, положения дел это не меняет. Суть в том, что рано или поздно это должно было случиться. А подготовиться предприниматели не смогли, поэтому уже несколько лет безуспешно пытаются «отбить» свои заводы-пароходы. Украинский союз промышленников и предпринимателей приводит ужасающую статистику: только за последние 2 года, с 2004 по 2006, около 2000 (двух тысяч!) предприятий страны пострадали от рейдеров. В целом, ситуация складывается таким образом, что доверять нельзя никому. Если старый приятель не «прокидает», то его знакомый «подстрахует», а если ни тот, ни другой, то люди со стороны сделают свое дело.

Как известно, бизнес нуждается в кредитах, без них развиваться и «крутиться» не в состоянии ни одно предприятие. Желательно, чтобы кредиты давали банки по низким процентным ставкам, а еще лучше, когда проценты погашать не нужно. Украинское правительство взяло на себя обязательство выплачивать процентные ставки по сельскохозяйственным кредитам, а крупный банк, и, надо отметить, банк с солидной такой репутацией, эти кредиты выдавать. Казалось бы, фермерствуй на государственное благо, о себе не забывай. Только вот банк уж больно шустрым оказался. Прибыльный газовый бизнес Украины делят, не переделят, люди солидные окопались, чужих не пускают. Но банкиры вовремя смекнули, что тепло-то оно хорошо, но кушать людям тоже надо, а более стабильный спрос, чем на хлеб – это еще поискать. И понеслось.

Главное в этом деле – свой человек на предприятии. Таким для директора Житомирской областной дирекции банка «Аваль» Анатолия Фещенко стал глава наблюдательного совета ОАО «Житомирхлеб» Алексей Луцак. Или для господина Луцака банкир стал своим, поди разберись. Дело в другом.

По словам председателя правления «Житомирхлеба» Владислава Белобрового, с целью увеличения оборотных средств его предприятие в этом году открыло кредитную линию в Житомирском филиале АКПБ «Аваль». Кредит использовался в схеме компенсирования учетной ставки, которую государство возмещает сельхозпроизводителям. На самом же деле, деньги прогонялись через афелированные структуры, а реальные закупки сельскохозяйственной продукции не осуществлялись. Вот, к примеру, результаты совместной проверки прокуратуры Житомирской области и УСБУ: владельцы «Житомирхлеба» использовали деньги не на закупку сельскохозяйственной продукции, а на погашение кредитных обязательств 2004 года перед АППБ «Аваль». По словам заместителя прокурора Житомирской области Анатолия Чумаченко, «чтобы получить компенсацию (имеются ввиду бюджетные деньги, выделяемые на финансовую поддержку субъектов агропромышленного комплекса, – ред.), служебные лица ЗАО «Торговый Дом «Гудвилл» провели бестоварные финансовые операции с подконтрольными предприятиями, в частности, ЗАО «Житомирхлеб» на сумму более 11,5 млн. грн и ЗАО «Агропром-Альянс» на сумму 4 млн. грн. При этом прокурорской проверкой установлено, что представители мажоритарного акционера (ЗАО «Торговый Дом «Гудвил»), а им и являлся «партнер» «Аваля» господин Луцак, подали на рассмотрение конкурсной комиссии по вопросам удешевления кредитами агропромышленным предприятиям, документы с недостоверными ведомостями, касающиеся якобы целевого использования средств. «Вся цепочка злоупотреблений служебным положением заканчивается незаконным пересчетом компенсации на сумму 272 тыс. грн в виде процентной ставки через механизм удешевления кредитов», – говориться в итогах прокурорской проверки. В то же время предприятие платило налоги и коммунальные платежи. В итоге – ни закупок, ни денег, убытки в миллионы гривен, да еще и имущество «Житомирхлеба» в залоге у банка.

Убытки и один шаг до банкротства для предприятия, которое является одним из крупнейших производителей хлебобулочных изделий в своем регионе, занимающий около 80% рынка? Как такое возможно?

Господин Луцак, «один из активных участников создания рынка зерна и продовольственных товаров», именно так он себя позиционирует, договорились с господином Фещенко объединить усилия и получить полный контроль над предприятием. Фещенко дает кредиты, Луцак выводит средства из «Житомирхлеба» в афелированные структуры, государство погашает проценты по кредитам, а «тело» кредита (не много, ни мало, а $6 млн.) висит на предприятии.

Буквально недавно произошло одно очень интересное и показательное событие: заседание собрания акционеров ОАО «Житомирхлеб» назначили в офисе Житомирского отделения АПБ «Аваль». При этом здание областной дирекции охраняла служба безопасности «Аваля», которую и предоставил Фещенко. На заседание охрана допускала только «нужных» акционеров, а все другие остались за дверью. «Такую заинтересованность Фещенко можно объяснить общностью бизнесов-интересов с Луцаком. Поговаривают, что эти двое занимаются строительным бизнесом», – комментирует происшествие председатель правления «Житомирхлеба» Владислав Белобровый.

Схема вывода активов с предприятия в делах рейдерских применяется широко, воспользовались ей и в данном случае. Сейчас новое правление прилагает все усилия для того, чтобы поставить предприятие «на ноги». Первое, что сделало новое правление – лишилось фирм-сателлитов, тех самых, куда могут уйти новые кредиты, выданные «доброжелательными» партнерами. Сегодня «Житомирхліб» поставляет продукцию до 700 торговых точек, не забывая про «социальный» хлеб. При этом принято принципиальное решение: на следующем собрании акционеров будет рассматриваться вопрос о снятие Алексея Луцака с должности председателя наблюдательного совета. Вопрос в том, не появятся ли «люди в масках» под стенами «Житомирхлеба» до того, как предприятие оправится от потрясений.

История, произошедшая в украинской провинции, не так проста. Одно предприятие, один рейдер. А если предприятие не одно, а покушается на него несколько рейдеров. А когда эти несколько рейдеров связаны официальной сетью? Мысль о том, что филиалы и их руководители действуют самостоятельно, втайне от руководства, может, конечно, прийти в голову. Но банк «Аваль» на слуху, его совсем недавно приобрел европейский банк, который наверняка внимательно присматривался к украинскому рынку. А потом долго проверял и не только головной офис, а и филиалы. Как пропустили житомирское отделение – вопрос. Но банк крупный, представлен по всей Украине.

Например, в Николаевской области под прицел местного отделения «Аваля» попал ведущий зернотрейдер страны ОАО «Агроэкспорт». Предприятие крупное, разнонаправленное, с оборотом поражающих размеров. Понятно, что и «Агроэкспорт» активно привлекал банковские кредиты. В 2001 году «Агроэкспорт» связал себя кредитными обязательствами с Николаевским отделением банка «Аваль». Затем подключались и другие финансовые организации, объем кредитов пошел на десятки миллионов долларов. В 2003-2005 году дочерняя фирма «Агропродукт» выпустила облигации на сумму около 10 млн. долларов. «Агроэкспорт» выступил гарантом по этим ценным бумагам. Проверки финансовой деятельности фирмы не давали оснований для недоверия. В 2004 году по некоторым оценкам стоимость активов компании составляла 100 млн. долларов.

Но уже в марте 2005 года председатель наблюдательного совета компании и держатель контрольного пакета «Агроэкспорта» Геннадий Жильцов неожиданно обнаруживает, что фирма совершенно не имеет оборотных средств, не за горами и банкротство. Оказалось, что новоназначенный финансист «Агроэкспорта», приятель управляющего николаевского отделения банка «Аваль» Сергея Прудкого, активно выводил деньги из компании при помощи комитентских схем. По словам Жильцова, аудит показал, что только за 2004 год у его предприятия украли 20 млн. долларов. В то время как бойкий управляющий финансами перечислял деньги в несуществующие компании за несуществующую продукцию, отделение банка «Аваль» в украинской провинции активно кредитовало «Агроэкспорт». Жильцов уверен, что деньги, которые воровались у «Агроэкспорта», оседали на депозитах компании, афилированной с банком «Аваль», и выдавались в виде кредита «Агроэкспорту». Из-за отсутствия оборотных средств весной 2005 года «Агроэкспорт» приостановил работу. Банк «Аваль» потребовал возврата 15 миллионов долларов. Началась долгая судебная тяжба.

Предприниматели, которые уже пострадали от рейдерских атак, до сих пор считают, что вопросы можно решить в судебном порядке. Количество процессов, которые рассматривают дела по слиянию-поглощению, только по одному предприятию может доходить до 100. Дыры в законодательстве позволяют один эпизод рассматривать-пересматривать по нескольку раз, в итоге все равно победит «вечнозеленый» доллар. А правительство продолжит декларировать курс на борьбу с рейдерами и… погашать процентные ставки по несуществующим кредитам. Провинциальные отделения банка «Аваль» в это время, имея солидного австрийского владельца, прикупит, предварительно разорив, еще десяток предприятий агропромышленного комплекса, а Украина станет импортировать не только газ, но и хлеб, хорошо, если в виде зерна.

Киев, Алексей Панов

© 2006, «Новый Регион – Украина»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Днепропетровск, Конфликт на Украине, Скандалы и происшествия, Экономика,