Борис Колесников о «деле Луценко», обещаниях Ющенко и президентских перспективах Януковича
Председатель Донецкой областной организации Партии Регионов, народный депутат Украины Борис Колесников принял участие в программе «Эпицентр» на телеканале «1+1», где ответил на ряд злободневных вопросов, касающихся развития современной Украины.
Об этом сообщает сайт Донецкой облорганизации Партии Регионов.
«Коалиции и, в целом, Украине есть чем заниматься кроме Президента и его импичмента»
Итак, Борис Викторович, коалиция переименовалась, и теперь это – Коалиция национального единства. Все чаще мы слышим о намерении набрать в коалицию 300 голосов до мая. Об этом заявляли и спикер, и премьер. Проясните ситуацию: Вы принимаете участие в этих переговорах?
Я лично не принимаю участия в этих переговорах. Но я думаю, что любая политическая сила, которая берет на себя ответственность за судьбу страны, будет стремиться к 300 голосам с целью внести реальные изменения в Конституцию Украины.
Коалиция законом о Кабмине вначале забрала у Президента власть. Теперь вы хотите получить 300 голосов и фактически забрать у Президента право на вето. Следующим этапом будет импичмент?
Вопрос ни о каком импичменте не разрабатывается. Коалиции и, в целом, Украине есть чем заниматься кроме Президента и его импичмента. 300 голосов нужно для того, чтобы выполнить свои предвыборные обещания и ни более этого.
А Ваше отношение к досрочным выборам?
Мое отношение нормальное, если в этом есть необходимость. Но я думаю, что досрочные выборы ввергнут страну в еще больший хаос.
Так или иначе, Партия Регионов должна готовиться к этому варианту. Разрабатывается ли уже сценарий поведения партии на этот случай?
Сценарий не разрабатывается – партия мобилизована и всегда готова к выборам.
Ваши однопартийцы заявляли, что в случае, если будет выдан указ Президента о роспуске парламента, то коалиция не подчинится ему. Какие это будут формы неподчинения – акции, силовое сопротивление?
Результаты выборов 2006 года признал весь мир. И коалиция не дала ни одного повода к тому, чтобы Президент имел право, которое четко прописано в Конституции Украины, распустить парламент. Если коалиция нарушит Конституцию, у Президента будет право распустить парламент. Если не нарушит Конституцию, то такого права нет.
А как Вы сами относитесь к институту президентства? Какая модель государственного устройства приемлема для Украины?
Я положительно отношусь к институту президентства. Вообще, парламентско-президентская модель – это очень большой вопрос, это всегда конфликт противоречий.
К примеру, если взять, допустим, успешные страны западного мира, то ФРГ – парламентская страна, Франция – президентская, США – президентская. Нет здесь единого ответа. У современной модели развития страны есть проблемы, но это – проблемы роста, и я думаю, они будут решены.
На ваш взгляд, Виктор Ющенко – эффективный политик?
Вы знаете, в начале 2005 года мне казалось, что эффективный. Но у него нет реализации. Ведь есть конкретные вещи, которые обещал Президент, скажем, миллион рабочих мест. Это – 50 миллиардов долларов вложений, и так каждый год…
А как насчет предвыборных обещаний Президента?
На сегодня они не выполнены.
Юлия Тимошенко говорит, что Партия регионов не приносит вообще никакой пользы стране и обществу – один только вред. Интересно Ваше мнение: какую пользу Вы видите в Блоке Юлии Тимошенко как оппозиции для страны и общества?
Это истеричные заявления для поддержания рейтинга. Вообще оппозиция – это контроль за действиями власти. Если этот контроль будет конструктивным и понятным, будут конкретные факты нарушения коалицией взятых на себя обязательств, мы будем благодарны.
«Где была бы сегодня «Народная самооборона», если бы Луценко с позором не выгнали с должности министра внутренних дел?»
Есть ли у Вас чувство морального удовлетворения в связи с тем, что сегодня происходит с Юрием Луценко?
У меня нет никакого эмоционального удовлетворения. Хотя, например, моему близкому другу Ринату Ахметову искренне жаль Юрия Луценко, он ему сочувствует.
Когда Луценко был министром внутренних дел, у Рината Ахметова во дворе ездили БТР-ы, но, тем не менее, Ринат всегда говорил, что презумпция невиновности важнее всего, и без решения суда никого нельзя считать преступником.
Здесь я согласен: презумпция невиновности должна быть применена к Юрию Луценко, и действительно без решения суда его в никоем случае нельзя ни в чем обвинять. Но я ему не сочувствую.
А известно ли Вам о том, что якобы Партия регионов специально разработала план по пиар-раскрутке Юрия Луценко с тем, чтобы отбирать голоса на возможных будущих выборах у Блока Юлии Тимошенко?
Если говорить серьезно, то я думаю, что есть всего две версии происходящего.
Первая – это действительно пиаровская проблема. Но в таком случае нужно задавать вопрос Юрию Луценко: где была бы сегодня «Народная Самооборона», если бы его с позором не выгнали с должности министра внутренних дел? Состоялась бы такая организация? Он бы сегодня «самооборонялся» на посту министра, он бы ходил в «бандитский» Кабмин, как он говорил, он бы стоял на коленях перед «фракцией СИЗО», чтобы его не выгнали.
Он бы сегодня занимался планами общественного порядка в городе Киеве по борьбе с «Народной Самообороной».
Вторая версия происходящего – это желание уйти от ответственности за более серьезные правонарушения, которые он совершил, будучи министром внутренних дел.
Это – похищения людей, это пытки с применением электрошока.
Кстати, я внимательно смотрел выступление Президента на 15-летии Службы безопасности Украины.
Виктор Андреевич сказал, что дело Луценко шито белыми нитками. А мое дело, дело покойного Евгения Петровича Кушнарева шито оранжевыми нитками?!
И вообще-то Президент Украины обещал публично в прямом эфире трех телеканалов принести извинения и наказать генерального прокурора и министра внутренних дел.
«Я не вижу из 186 народных депутатов ни одного, который считает, что Виктора Федоровича необходимо на кого-то менять»
Какие центры влияния есть в Партии Регионов, кто у вас реально принимает решения?
Во фракции шесть групп. Каких-то центров влияния нет. Решения принимаются так: перед сессионной неделей собирается совет фракции, на котором обсуждается вся программа недели, и принимается решение по спорным вопросам.
Потом во вторник каждый руководитель группы собирает своих депутатов, и если среди них нет расхождений, то программа утверждена.
Если есть расхождения, то вызывается профильное министерство, и вносятся соответствующие изменения.
Насколько вероятно, что Виктора Януковича на посту лидера партии заменит Раиса Богатырева, о чем говорят уже очень давно ваши однопартийцы?
Вы знаете, как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти сильно преувеличены. Я не вижу из 186 народных депутатов ни одного, который считает, что Виктора Федоровича необходимо на кого-то менять, или Раису Богатыреву куда-то выдвигать.
Виктор Янукович имеет управленческий опыт, Раиса Богатырева имеет парламентский опыт, и поэтому здесь нет никаких противоречий.
Вы можете подтвердить, что в 2009 году Партия Регионов выдвинет Виктора Януковича в Президенты Украины?
Конечно, выдвинет, если у него будет такое желание – баллотироваться на пост Президента Украины.
Насколько велико в Партии Регионов влияние выходцев из Донбасса?
Эта проблема была актуальной в 2003-2004 годах. Мы никогда бы не собрали 32%, если бы у нас была партия одного региона. В наш предвыборный список вошли представители абсолютно всех регионов, и их прямая работа – популяризовать партию.
Если им не верят, тогда есть вопросы к нашим депутатам, но никак не к избирателям Центральной или Западной Украины.
Каковы перспективы эволюционного развития Партии регионов? Когда состоится ее съезд? Будет ли на нем принята новая программа?
В апреле будет политсовет партии, на котором будет принято решение по проведению съезда. Какой-то острой необходимости проведения съезда на сегодня нет. Программа партии будет абсолютно новой, и она будет принята на ближайшем съезде.
Не секрет, что страна сейчас расколота на Восток и Запад. Что Партия Регионов делает для объединения нации?
Мы не раскалывали страну. На самом деле на юго-восточную Украину было вылито столько грязи, столько было сделано ненавистнических заявлений…
Мы пытаемся хоть как-то найти баланс в обществе. По крайней мере, действия правительства, действия правящей коалиции направлены исключительно на объединение Украины, но никак не на ее раскол.
Почему на сегодняшний день не утверждена Программа деятельности Кабинета Министров? Как в ней объединятся идеологические приоритеты Партии Регионов, социалистов и коммунистов?
Я думаю, что Программа правительства будет вынесена на утверждение в ближайшее время. Я думаю – это случится уже в апреле.
Что касается идеологических расхождений, то в социальном пакете для рядовых украинцев у нас нет никаких расхождений.
И все возможности украинской экономики будут использоваться для наполнения социального пакета.
«У нас есть более актуальные проблемы чем НАТО»
У каждой политической партии есть несколько узнаваемых вещей, по которым ее идентифицирует избиратель. У Партии Регионов такими пунктами являются: ЕЭП, осторожное отношение к НАТО, нормализация отношений с Россией и важный для избирателей партии пункт – обещание русского языка в качестве государственного. Как вы собираетесь выполнять это обещание?
Глава первая Конституции требует того, чтобы при внесении изменений туда необходимо подать сразу 300 голосов. Когда наша коалиция будет включать 300 и больше голосов, мы будем убеждать наших партнеров по коалиции, что вторым государственным языком должен быть русский.
Раньше Партия регионов проводила акции против НАТО. А что Вас лично пугает в НАТО?
Меня там ничего не пугает. Но я не вижу актуальности в проблеме вступления в военный блок сегодня. Есть какая-то военная угроза? Когда наши «оранжевые друзья» обычно говорят о НАТО, это говорит о том, что говорить больше не о чем.
Они твердят – без НАТО мы не будем в ЕС.
Скажите, Австрия, Швеция, Финляндия – успешные страны? Они себя хуже чувствуют от того, что не входят в Североатлантический блок?
У нас есть более актуальные проблемы, чем НАТО.
Вообще мы никогда не выступали за или против НАТО.
Внутри партии ведется дискуссия. Мы не поддерживаем сегодняшнее вступление Украины в Североатлантический блок, но мы готовы подчиниться решению референдума.
А как насчет вступления в ЕС?
Что касается Европейского Союза, то Украина должна состояться сама по себе как интересный и равный партнер для европейского сообщества, для Российской Федерации и для Соединенных Штатов Америки.
Партия Регионов никогда не отрицала возможности членства Украины в Европейском Союзе, только нас никто туда не приглашает. «Оранжевая» команда через день говорила, что она вступает в Евросоюз.
Но если посмотреть на их действия, то получается, как у кота из мультфильма: «Таити, Таити, нас и здесь неплохо кормят».
Я спрашивал у многих наших коллег-депутатов: какие практические шаги победившие в «оранжевой» революции силы сделали в сторону западного мира и демократических ценностей?
Закрыли свободные экономические зоны в Закарпатье и Донецке…
Но Польша оставила свободные экономические зоны, потому что она доказала Западу, что если они закроют свободные экономические зоны, они потеряют миллиард долларов, и ЕС согласился с этим.
Почему вы так упорно не поддерживали профессионального дипломата Огрызко и так легко и быстро согласились на Яценюка, у которого нет никакого опыта дипломатической работы?
Профессиональный дипломат Огрызко… Ну, если говорить о советской школе дипломатии, то чего там было больше – дипломатии или КГБ? Это вопрос очень глубокий…
Господин Огрызко приходил на фракцию, изложил свою позицию, говорил о Черноморском флоте, о НАТО.
Фракция приняла решение его не поддерживать.
Но у фракции и, в целом, у парламента есть конституционная обязанность утвердить внесенную Президентом кандидатуру. Мы сразу заявили, что поддержим следующую кандидатуру после господина Огрызко.
Арсений Яценюк – достаточно молодой человек, имеющий большой опыт работы в Украине на разных должностях. Я думаю – он справится. В Украине как независимом государстве только формируется школа дипломатии.
И почему бы ему не стать у истоков формирования школы дипломатии в Украине?
«Партия сделает все, чтобы экономика была либеральной»
Скажите, нужно ли разделять власть и бизнес? Или политикой должны заниматься только профессиональные политики, которые не являются бизнесменами?
Я за то, чтобы сегодня же разделить бизнес и власть. Когда-нибудь это произойдет. Только покажите мне, где взять этих профессиональных политиков, которые обеспечат динамичное развитие общества?
Во всем мире бизнесмены могут избираться конгрессменами и приносят очень полезные идеи в парламентскую работу. Важно, чтобы власть не использовалась в бизнесе.
Вы часто говорите о необходимости либерализации экономики.
Да, партия сделает все, чтобы экономика была либеральной. На сегодняшний день средняя украинская компания тратит на общение с налоговыми органами две тысячи часов. В Восточной Европе на общение с налоговыми органами тратят 200 часов. Вот эту огромную яму нужно преодолеть.
Правительство должно делать все, чтобы бизнес развивался.
В феврале в Донецке состоялось выездное заседание комитета по экономической политике, и там Ринат Ахметов заявил, что свободные экономические зоны не нужны. Однако вы заявили противоположное…
Я никогда не заявлял, что они необходимы. Я заявлял, что нельзя задним числом отменять законы. Средние и мелкие предприниматели уже вложили деньги, а правительство Юлии Тимошенко задним числом отменило льготы. А этим предприятиям оставалось 8-9 месяцев доработать эти льготы.
Ваше отношение к земельным аукционам?
Партия Регионов однозначно за земельные аукционы, за то, чтобы муниципалитеты получали максимальные деньги за землю. Другой вопрос, что муниципалитеты должны четко отчитываться за полученные на земельных аукционах деньги.
И нужно принять закон, что все 100% денег, полученных на аукционах, должны быть использованы для городской инфраструктуры, а не на какие-то одноразовые расходы.
Отменять аукционы нельзя – любой механизм вне аукционов непрозрачный.
Можно пойти примером Москвы хотя бы Киеву.
Москва не продала ни одного квадратного метра. Все аукционы проводятся на правах аренды земли у Москвы, что дает Москве постоянный доход.
Сегодня постоянно говорят о необходимости проведения жилищно-коммунальной реформы. Даже ввели новое министерство. Что будет делаться коалицией и правительством, чтобы исправить эту катастрофическую ситуацию?
Ситуация действительно катастрофическая, и за 16 лет мы не сделали ни одного шага в сторону коммунальной реформы по примеру наших тех же прибалтийских коллег.
Латвия, Эстония и Литва эту проблему преодолели.
Без конкурентной среды, я твердо убежден, мы не преодолеем этой проблемы. Я понимаю, что нельзя устроить конкуренцию в подаче воды в конкретный дом.
Но создание конкурентного поля в вывозе мусора, в уборке жилья, в вопросах благоустройства территорий – здесь вполне по силам обратиться к бизнесу.
В этой сфере можно создать и определенные льготы для тех предприятий, которые захотят заниматься жилищно-коммунальной реформой.
Что вы предлагаете в системе реформы местного самоуправления, в том числе, как человек, имевший самое непосредственное отношение к местному самоуправлению в Донецкой области? Ведь коалиция настаивает, что вторая часть политреформы относительно местного самоуправления должна состояться уже этой весной.
Реформу местного самоуправления однозначно необходимо принять в ближайшее время.
По большому счету местное самоуправление ни в Российской империи, ни в Советском Союзе не имело никаких прав. До манифеста 1905 года в России вообще не было местного самоуправления.
Во время Советского Союза местное самоуправление ставило только печати законности.
Мы местному самоуправлению должны передать все права и деньги.
На национальном уровне, как принято в развитых странах, должны остаться оборона, безопасность, национальная инфраструктура и представительство страны во всем мире.
Все остальные деньги и ответственность должны отойти в сторону местного самоуправления.
Губернаторы должны избираться населением области или назначаться верху из Киева?
Это не имеет большого значения по той причине, что у сегодняшнего губернатора прав ровно столько, сколько у колхозного сторожа. Он ничего не решает вообще.
Какие у него полномочия – вот это важно.
Конечно в идеальной (федеративной) модели лучше, чтобы губернатор избирался. Но готовы ли мы внутренне к федерации? Это еще вопрос. Мы – готовы.
Но, Борис Викторович, на сегодня в парламенте нет необходимых 300 голосов для принятия конституционных изменений в части местного самоуправления. Вам нужно будет договариваться с оппозицией. Что станет при этом предметом торга?
Мне очень не хотелось, чтобы закон о местном самоуправлении был предметом торга. Я хочу, чтобы избиратели заставили политические силы, входящие в оппозицию, поддержать этот закон.
Ведь во многих регионах парламентская оппозиция является правящей частью в областных, городских и районных советах.
Поэтому торгами должно быть доверие избирателей.
© 2007, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».