Новое руководство «Борисполя»: граница в «надежных» руках
Передел власти в государственных структурах Украины, проводимый под лозунгами борьбы с коррупцией и качественного улучшения чиновничьих рядов, не могут не радовать обывателя. Только люди, которых проводят под высокими лозунгами, зачастую имеют куда более увлекательную биографию, чем их предшественники. Во внимание «Нового Региона» уже неоднократно попадали ситуации, связанные с украинской авиацией и с кадровыми перестановками в аэропорту «Борисполь». На этот раз обозреватель РИА «Новый Регион» Александр Побережный заинтересовался еще одним человеком из первых рядов многострадального киевского аэропорта.
«Усушки» и «утряски» в Минтрансе известны широкой общественности. Майский штурм кабинета генерального директора «Борисполя» под руководством министра транспорта Виктора Бондаря и председателя Госавиаслужбы Николая Марченко с помощью военизированной охраны повлек за собой смену руководства аэропорта. Естественно, что с новым директором в аэропорт был внедрен и новый менеджмент. Должность первого заместителя директора по общим вопросам ГМА «Борисполь» получил бывший предприниматель, который «возглавлял ряд частных коммерческих структур», Юрий Солончук.
Юрий Солончук стал известен широкой общественности, когда в сентябре 2005 года Черниговская таможня «приобрела» нового руководителя. В местной прессе появились заголовки по типу «Бизнесмен будет руководить таможней», где Юрию Солончуку вспомнили случай пятилетней давности, когда торговые ряды местного рынка были разрушены, потому что уж очень мешали строительству торгового центра. Солончук тогда возглавлял ООО «Юником» и местных предпринимателей не пожалел. Как торговцы не добивались справедливости, строительная фирма Солончука таки достроила торговый центр, землю под который выделила городская власть, забыв о том, что на ней находится Центральный рынок.
Впрочем, пресса весьма осторожно вспоминала деятельность жителя Чернигова, получившего высокий пост. Скупые слова о том, что «с марта 1992 по август 2005 занимался предпринимательской деятельностью – возглавлял ряд частных коммерческих структур», явно таили за собой более интересные сведения.
Таковыми могли стать более подробные данные о предпринимательской деятельности Юрия Солончука в ООО «Топ-Сервис», прославившегося как структура, породившая одно из самых громких и самых успешно раскрытых уголовных дел в истории Украины.
ООО «ТОП-Сервис» в начале 1990 годов специализировалось на торговле компьютерами, имея статус авторизированного партнера американской IBM. С 1997 года объемы экспорта «ТОП-Сервиса» достигли 150 млн. грн. в год. Тогда же компания разделилась на несколько ООО: «ТОП-Сервис-Системс» (компьютерная техника, директор Анатолий Долинний), «ТОП-Сервис» (экспорт с/х продукции, директор – Владимир Фиалковский), «ТОП-Сервис-Восток» (экспорт с/х продукции, директор – Игорь Шагин) и еще несколько «топов», менее заметных.
В апреле 2000 года руководитель ООО «Топ-Сервис-Восток» был задержан по подозрению в совершении ряда заказных преступлений. При этом представить, что трудности в бизнесе одного партнера не были известны его компаньонам, довольно сложно.
По материалам уголовного дела, первой жертвой группировки стала женщина, заместитель госналоговой администрации Октябрьского района Киева (где были зарегистрированы все «топы») Тамара Калиушко. 11 августа 1997 года на нее было совершено нападение, ей нанесли 22 удара кухонным ножом. Она умерла от потери крови. Незадолго до своей гибели Тамара Калиушко на свою беду инициировала проверку финансовой операции между ООО «ТОП-Сервис» и МП «Стар-Блюз» (Черновцы). По мнению прокуратуры, Игорь Шагин, чтобы Калиушко не помешала ему незаконно возместить НДС (речь идет приблизительно о 600 тысячах долларов), устроил на нее покушение.
Самое громкое последнее преступление – в 1999 году покушение на жизнь бывшего главы Октябрьской райадминистрации Николая Подмогильного. Один из мотивов – Подмогильный препятствовал незаконному возмещению «ТОП-Сервису» НДС. Последней руководил Владимир Фиалковский, который в 1998 году стал народным депутатом.
Согласно приговору, в 1997-1999 годах Игорь Шагин организовал одно убийство, четыре покушения на жизнь, шесть разбойных нападений. От рук группировки пострадали начальник управления Госдепартамента ветмедицины Пацюк, руководство агрофирмы «Радан», ЗАО «Хлеб-Сервис», КБ «Пасифик», должностные лица Киевской региональной таможни и др.
За все эти преступления руководитель «Топ-Сервис-Восток» Игорь Шагин и другие 4 обвиняемых получили пожизненное заключение, еще 10 человек по 8-15 лет лишения свободы. С появлением уголовного дела на то время народный депутат Владимир Фиалковский пытался спасти Шагина от сурового наказания, но едва смог сам откреститься от деятельности «топов». Понятно, что должность заместителя директора в такой компании Юрию Солончуку лучше скрыть за скромной фразой «ряд коммерческих структур».
С таким прошлым иначе как во власть идти некуда. Очень скоро Солончук получил должность начальника Черниговской таможни. Впрочем, здесь он трудился всего 42 дня. Комментарии господина Солончука о его отставке говорили сами за себя. По его словам, его утомили звонки от разного рода чиновников с просьбой защитить их коммерческие интересы на этом участке границы Украины. Однако ни одной фамилии названо не было. Что мешало Солончуку, уже лишившемуся должности, указать на людей, которые якобы просили содействовать во ввозе на Украину сырья и оборудования и оказаться истинным борцом с чиновничьей коррупцией?
Напрашивается версия, что должность руководителя Черниговской таможни Солончук получил вовсе не на волне борьбы с коррупцией во всех эшелонах власти, объявленной президентом страны. Своих заданий на службе хватало. Столь короткий срок работы на посту можно объяснить тем, что должность Солончуку дали для внедрения в жизнь буквально нескольких операций, в помощь тем, кто его туда «двинул».
«При прохождении собеседования кадровой комиссии (таможенной) службы, которую возглавлял первый заместитель председателя, мне сразу дали понять, что в их системе не нужны люди, которые пытаются изменить в лучшую сторону (читай: под себя)», – жаловался Солончук. И добавил, что его обвинили в том, что он не является профессиональным таможенником («А почему вы сюда вообще лезете?») и потому написал заявление об освобождении по собственному желанию.
Действительно, чего он вообще туда лез. Версии здесь могут быть самые разные, например, посодействовать «ряду коммерческих структур» в осуществлении экспортно-импортных операций. В какой из этого «ряда» организаций имел свои интересы Юрий Солончук на тот момент, догадаться можно, проследив за дальнейшей трудовой жизнью бравого таможенника.
Уже в ноябре 2005 (кстати, вместе с Владимиром Фиалковским) он числился членом политсовета НСНУ, а затем получил должность помощника министра транспорта в правительстве Еханурова. Помощник министра транспорта и экс-начальник Черниговской таможни. 42 дня на должности для чиновника крайне мало, а для операции по ввозу-вывозу груза, который ну никак не проходит, скажем, через Борисполь, нормально. Тем более, что тогда в киевском аэропорту совсем не было нужных людей.
После смены менеджмента в Борисполе, Солончук стал заместителем директора по общим вопросам ГМА «Борисполь». Должность со всех сторон примечательная, а главное известный предприниматель вновь оказался в сладкой близости к границе и таможне. Да и служба безопасности аэропорта теперь «в кармане». Вероятно, что теперь для этого человека не составит большого труда не только обеспечить доставку особо-ценных грузов, но и срочные вылеты из государства VIP-персон. Да и о собственной безопасности экс-таможенник позаботился, поговаривают, что в его кармане уютно устроился паспорт одной европейской державы, в которую регулярно совершают рейсы самолеты из аэропорта «Борисполь».
Хотя чего бояться человеку, умеющему дружить с министрами? Последняя смена главы министерства транспорта и связи Украины, принесла Юрию надежды на радужные перспективы: если с прошлым министром Солончука связывали партийные связи, то с Николаем Рудьковским у него настоящая дружба, которой можно гордиться.
«Успешная» борьба за чистоту рядов многострадального аэропорта расставила своих людей на свои места. Продолжение следует…
Ссылка по теме:
Украина решила окончательно угробить свою авиацию >>>
Киев, Александр Побережный
© 2006, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».