Топ-менеджеры компаний воруют больше всех
Руководители компаний – главные корпоративные мошенники, на их долю приходится почти три четверти всех случаев незаконного присвоения активов и средств фирмы. При этом каждый десятый комбинатор является членом совета директоров. Таковы данные исследования, проведенного аудиторской компанией KPMG.
Как сообщает корреспондент «Нового Региона», аудитор рассмотрел 360 реальных случаев корпоративного мошенничества в Европе, Африке и на Ближнем Востоке и составил портрет среднестатистического «оборотня в галстуке».
Это мужчина в возрасте от 36 до 55 лет, работающий в компании как минимум шесть лет. Если он не генеральный директор, то, скорее всего, трудится в финансовом департаменте, где имеет доступ к секретной информации.
«В исследовании приняло участие и несколько российских компаний», – рассказал РБК daily представитель швейцарского офиса KPMG Cтефан Матис. По его словам, российские корпоративные мошенники мало отличаются от своих европейских коллег: они также предпочитают действовать в одиночку и движимы банальной жадностью.
Самой распространенной схемой корпоративного мошенничества, по данным KPMG, являются взятки и откаты. Второе место удерживает прямая кража средств или других активов, на третьем по популярности – искажение финансовой отчетности.
Лишь в 2-3% случаев речь идет о более изощренных механизмах, как-то: отмывание денег, продажа торговых секретов или инсайдерской информации.
Однажды вступив на скользкий путь, современный мошенник, как правило, не может остановиться. 51% корпоративных комбинаторов совершает более 20 преступлений, прежде чем быть пойманными, а еще треть – более пятидесяти.
Вывести на чистую воду их удается в лучшем случае спустя три года, а в 22% случаев шапка на ворах не горит больше десяти лет. За это время на счета среднего мошенника утекает около 1 млн. евро. Поскольку больше половины преступлений касаются фирм с годовым оборотом меньше 50 млн. евро, ущерб может быть весьма ощутимым.
«В случае малых предприятий на восстановление потерь может уйти несколько лет, поэтому дешевле такие преступления предотвращать за счет внутреннего контроля и этических мер», – считает партнер британского подразделения KPMG Ричард Пауэлл.
И все же методы внутреннего контроля пока недостаточно эффективны. По данным KPMG, большую часть утечек удается выявить благодаря стукачеству: 25% махинаторов разоблачают бдительные коллеги, и лишь 21% попадается в руки внутренних аудиторов.
При этом две трети компаний, которые сталкиваются с корпоративными ворами в своих рядах, предпочитают умалчивать о случившемся. Лишь в единичных случаях дело доходит до вмешательства полиции и уголовных дел.
Доклад KPMG стал первым подобным исследованием в Европе и Азии. В США же учет корпоративных махинаций ведут давно.
По данным американской Ассоциации специалистов по борьбе с мошенничеством, в минувшем году ущерб от нечестных сотрудников отнял около 5% годовой выручки компаний США, а в масштабах всей экономики страны составил 652 млрд. долл.
Это означает, что каждый рабочий час компании теряют примерно по 300 млн. долл. В Великобритании годовой ущерб от корпоративных «оборотней» оценивают в 80 млрд. фунтов стерлингов (160 млрд. долл.).
Женева, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».