Разоблачение экологических мифов: пешая прогулка вреднее, чем поездка на машине
Как подсчитали ведущие экологи, хождение пешком сказывается на глобальном потеплении больше, чем езда на автомобиле.
В настоящее время пищевая промышленность потребляет столько энергии, что для обеспечения человека количеством калорий, необходимым для похода в магазин, выбрасывается больше углекислого газа, чем вырабатывает машина, проехавшая ту же дистанцию.
Для климата может оказаться полезней, если люди станут избегать физических упражнений, меньше есть и вести диванный образ жизни. Конечно, при условии, что они не будут забывать выключать телевизор, а не оставлять его в режиме ожидания.
Эти подсчеты сделал Крис Гудэл, один из авторов книги «Как жить низкоуглеродной жизнью», который учел выбросы парниковых газов при производстве мяса. «Поездка на обычной британской машине на расстояние в 3 мили (4,8 км) приводит к попаданию в атмосферу примерно 0,9 кг (2 фунтов) CO2», – пишет он, исходя из официальных данных правительства о топливных выбросах.
«Если же вы пройдете это расстояние, то израсходуете около 180 калорий. Для возмещения затрат энергии вам понадобится около 100 граммов мяса, при производстве которых в атмосферу будет выброшено 3,6 кг парниковых газов – вчетверо больше, чем при поездке на автомобиле».
«Неприятно, но факт: совершая много физических упражнений и потребляя больше пищи, вы вредите мировой атмосфере. Лучше будет меньше есть и ездить для экономии энергии», – цитирует ученого лондонская The Times (перевод Инопресса.ру).
Мистер Гудэл – кандидат в парламент от Партии зеленых от района Западный Оксфорд и Эбингдон. Он один из серьезных ученых, которые переворачивают популярные мифы об окружающей среде с ног на голову.
Как недавно признал Комитет стандартов и безопасности на железнодорожном транспорте, сегодня поездка на дизельном поезде для средней семьи оказывается в два раза вреднее для экологии, чем поездка на автомобиле. Правительство же сообщает, что бумажные пакеты вреднее для окружающей среды, чем пластиковые, поскольку на их производство и перевозку затрачивается больше энергии.
В исследовании французских ученых, которое было опубликовано в июле в журнале New Scientist, говорится, что 1 кг мяса обходится Земле в 36 кг парниковых газов. Эти цифры основаны на японских методах промышленного производства мяса, хотя, по словам Гудэла, аналогичные технологии применяются и на Западе.
А что если вместо мяса любитель ходьбы выпьет стакан молока? Среднему человеку понадобится 420 мл (три четверти пинты) молока, чтобы компенсировать затраты калорий на прогулку. В современном молочном производстве при получении этого продукта произойдут выбросы, равные 1,2 кг углекислоты. Это все равно наносит больший вред экологии, чем поездка на автомобиле.
Известно, что скотоводство наносит заметный ущерб окружающей среде в основном в силу процесса, который ученые деликатно называют «производством метана» коровами. Этот газ, который вырабатывается в процессе пищеварения, в 21 раз вреднее CO2. Органическое мясо является в этом смысле наиболее опасным, поскольку коровы, питающиеся органикой, выбрасывают больше метана.
Майкл О'Лири, владелец бюджетной авиакомпании Ryanair, вызвал всеобщие насмешки, когда заявил, что глобальное потепление можно остановить, уничтожив весь скот.
«Он заговаривает всем зубы, заявляя, что нужно уничтожать коров, – рассказал комитету палаты общин по экологическим проверкам Лоуренс Хант, глава другой бюджетной авиакомпании, Silverjet. – Не думаю, что с человеком, у которого подобный настрой, можно что-то полноценно обсуждать».
Однако Гудэл говорит, что в словах О'Лири может быть доля истины. «Пищевая промышленность оказывает большее влияние (на выбросы парниковых газов в Великобритании), что авиаперевозки, но об этом не говорят открыто, – объясняет он. – В парламенте компании Associated British Foods не задают вопросов об энергии».
«Нам нужно понять, что система пищевой промышленности не менее опасна. Как сказал представитель Ryanair, коровы ответственны за большее число выбросов, чем самолеты. К несчастью, похоже, он прав. Это, конечно, не значит, что мы должны всегда отказываться от пеших прогулок в пользу перелетов или поездки на машине. Это значит, что мы должны серьезно задуматься над тем, как снизить выбросы парниковых газов при производстве продуктов питания».
Простой отказ от скота или даже от мяса не сможет серьезно изменить обстановку. Пищевая промышленность, по оценкам, ответственна за одну шестую выбросов углерода человеком, и Великобритания, возможно, по этому показателю опережает остальные страны.
«Вопрос не только в том, что бобы вам зимой доставляют из Кении, – рассказывает Гудэл. – Система в целом потребляет огромное количество энергии и выбрасывает огромное количество закиси азота. По этому показателю Великобритания, наверное, худшая страна в мире».
«Мы перевели производство пищи на промышленную основу. По сравнению с большинством стран мы используем громадное количество переработанной пищи, например, полуфабрикатов. Три четверти затрат энергии в супермаркетах идет на заморозку или охлаждение заранее приготовленных продуктов».
«Замороженные полуфабрикаты – отличный пример того, как энергия тратится впустую. Вы готовите еду, а затем используете очень много энергии на то, чтобы заморозить ее и держать в таком состоянии на складе и в магазине».
Идеальная диета – это злаки и бобовые. «Но так не станет питаться практически никто, кроме вегетарианцев», – признает Гудэл. Правда, есть и другие способы снизить свой вклад в выбросы углекислоты: «Не покупайте ничего в супермаркетах, – призывает Гудэл, – и ничего, что привезено слишком издалека».
Великие экологические мифы развеяны
– Как обнаружило Управление охраны окружающей среды, традиционные подгузники не лучше одноразовых. Одноразовые подгузники составляют до 0,1% мусора на свалках, а на обычные тратится энергия, вода и чистящие средства.
– Бумажные пакеты опаснее с точки зрения глобального потепления, чем пластиковые. Для их хранения необходимо больше места, а потому на транспортировку таких пакетов от места производства до магазинов тратится больше энергии.
– Дизельные поезда в сельских районах Великобритании приводят к большему загрязнению, чем полноприводные машины. Дуглас Александер, будучи министром транспорта, заявил: «Если в «Спринтере» (поезде) едет десять или меньше человек, то для природы было бы лучше выдать каждому из них «Лэнд Ровер» и отправить их своим ходом».
– Сжигание дерева в качестве топлива полезнее для окружающей среды, чем его переработка, сообщает Министерство охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских регионов.
– Коровы, питающиеся органическими продуктами, вреднее для климата. Они дают меньше молока, поэтому выбросов метана на один литр оказывается больше.
– Те, кто использует «энергосберегающие» лампочки, тратят всю сэкономленную за год энергию, купив два пакета импортных овощей. При доставке этих продуктов в Великобританию вырабатывается столько же углерода.
– Деревья считаются защитой от глобального потепления, поскольку они поглощают углекислоту. Однако немецкие ученые установили, что деревья в больших количествах вырабатывают метан – гораздо более опасный парниковый газ.
Лондон, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».