Положение «Мечела» восстанавливается: обзор прессы
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 8 августа
Положение «Мечела» восстанавливается
Переговоры Игоря Зюзина с Игорем Сечиным привели к взлету котировок
Акции и депозитарные расписки компании «Мечел», рухнувшие за последние две недели почти на 50%, начали стремительный рост. Накануне на Нью-Йоркской бирже бумаги компании подорожали более чем на 18%, а вчера на российской РТС – на 20%. Инвесторы начали скупать акции в расчете на то, что основной совладелец компании Игорь Зюзин сможет урегулировать ситуацию вокруг «Мечела», сообщает «Коммерсантъ».
Обвал котировок акций «Мечела» начался после того, как 24 июля премьер-министр Владимир Путин начал критиковать «Мечел». Он обвинил компанию в занижении экспортных цен на сырье, которое реализовывалось в пользу швейцарских офшоров по 1,1 тыс. руб. за тонну, а затем продавалось на рынке по $323.
Взлет котировок депозитарных расписок «Мечела» на американских площадках спровоцировал масштабный спрос на акции компании на российском рынке. Объем торгов почти в пять раз превышал показатели за последний месяц: 5 тыс. против 1,3 тыс. бумаг. На локальном рынке акции вчера торговались с премией к депозитарным распискам, хотя обычно торгуются с дисконтом 10-15%.
По словам участников рынка, причиной массированной скупки бумаг компании стало появление на рынке информации о том, что гендиректор и основной совладелец «Мечела» Игорь Зюзин начал вести конструктивный диалог с властью, несколько раз встречался с вице-премьером Игорем Сечиным. Последняя встреча прошла в начале этой недели. Господин Зюзин объяснял, что у «Мечела» нет трансфертного ценообразования, и как компания, листингованная в США, «Мечел» предоставляет подробную финансовую отчетность.
С момента критики Владимира Путина до начала вчерашнего роста акции компании потеряли 47,67%, капитализация снизилась на $7,243 млрд, до $7,95 млрд. Эксперты отмечают, что все это время акции «Мечела» продавали в основном зарубежные инвесторы. Помня ситуацию с ЮКОСом, иностранцы испугались и решили на этот раз действовать сразу.
Аналитики сходятся во мнении, что фундаментальных причин для падения бумаг «Мечела» нет, и их дальнейшая динамика зависит от политической ситуации в отношении компании. Велика вероятность того, что размещение привилегированных акций «Мечела» все-таки состоится осенью, а в следующем году компания проведет IPO «Мечел майнинг».
Конфликт вокруг «Норникеля» вышел на новый уровень
Об объединении компании с UC Rusal можно пока забыть
Олег Дерипаска против избрания Владимира Стржалковского на пост гендиректора «Норникеля». Он также подозревает, что «Интеррос» владеет большим количеством акций компании, чем говорит, и требует расследования, сообщают «Ведомости».
Сегодня должен пройти совет директоров «Норникеля», на который глава совета Владимир Потанин вынес вопрос о смене гендиректора компании. Только в июле этот пост занял Сергей Батехин из «Интерроса». А потом на этот пост Потанин пригласил Стржалковского – бывшего руководителя Ростуризма, давнего знакомого премьера Владимира Путина.
Стржалковский объявил, что согласовал переход с Путиным и всеми акционерами «Норникеля», включая основного владельца UC Rusal Дерипаску (у UC Rusal – 25% «Норникеля»). Но тот, вернувшись из Норильска, объявил, что все иначе. Дерипаска рассказал вчера, что все три представителя UC Rusal в совете «Норникеля» (он сам, Михаил Прохоров и гендиректор UC Rusal Александр Булыгин) будут голосовать против Стржалковского. Дерипаска считает его хорошим человеком, достигшим многого на госслужбе, но управлять такой компанией, как «Норникель», должен профессиональный гендиректор, разбирающийся в металлурги. Дерипаска, по его словам, вчера при личной встрече озвучил это и Стржалковскому.
Голосов Дерипаски и его партнеров не хватит, чтобы блокировать избрание Стржалковского (достаточно простого большинства). У «Интерроса» в совете три представителя. Независимого директора Ги де Селье, по данным Дерипаски, на совете не будет, а Майкла Левита и Хайнца Шиммельбуша UC Rusal не считает независимыми. Но UC Rusal консультируется с миноритариями «Норникеля» для созыва внеочередного собрания для переизбрания совета директоров. Он не исключает, что после собрания Стржалковский уйдет.
Подготовка к собранию уже идет: по словам Дерипаски, UC Rusal провела анализ голосования на годовом собрании акционеров «Норникеля» и у него есть подозрения, что «Интеррос» контролирует 34,7% акций. Если это так, Потанин был обязан сделать оферту другим акционерам по выкупу акций, это может поставить под сомнение итоги предыдущего собрания акционеров. Если конструктивной беседы не получится, UC Rusal готова отстаивать свои интересы в суде, сказал Дерипаска. UC Rusal же вчера обещала попросить Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) разобраться. По словам представителя ФСФР, у службы нет информации, что у Потанина больше 30% акций. Представитель «Интерроса» заверил, что у компании 29,7%. Заявление UC Rusal в «Интерросе» назвали «недопустимым для акционера публичной компании».
UC Rusal не продает акции «Норникеля» и снижать долю в компании не собирается, говорит Дерипаска. Но он считает, что для переговоров по объединению «Норникеля» с UC Rusal время не пришло. Только после IPO UC Rusal объединение двух компаний станет возможным. А вот тройственного слияния – с участием «Металлоинвеста», по словам Дерипаски, не будет: «Мы против и не видим для себя будущего в сталелитейном бизнесе».
Очередной проект снижения цен на авиакеросин
Эксперты не видят успеха в предложении «Транснефтепродукта»
«Транснефтепродукт» (ТНП) задумал стать ведущим авиазаправщиком в Москве и обещает обуздать рост цен на керосин, сообщают «Ведомости».
ТНП подготовил предложения о создании топливно-заправочного комплекса (ТЗК) аэропортов московского авиаузла. К трубопроводу компании подсоединены все московские аэропорты, однако многие из них получают авиакеросин по железной дороге. В связи с этим предлагается создать ТЗК на базе «дочки» ТНП – «Мостранснефтепродукта». Он будет закупать топливо у нефтяных компаний без посредников, поэтому керосин подешевеет. ТНП готов приступить к реализации проекта после распоряжения правительства. Аналогичные проекты компания может реализовать в Санкт-Петербурге, Уфе, Новосибирске. Представитель ТНП уточнил, что разработка проекта еще не завершена и на рассмотрение чиновникам он не выносился.
«В Московском регионе мы продаем керосин оптом, и появление нового покупателя для нас значения не имеет», – говорит представитель «Лукойла». Руководитель торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский инициативу Маслова называет «странной»: «Ценообразование на рынке свободное – уберите посредников – ту же маржу заберет единственный продавец». Прокачка топлива по трубе и его продажа – разные бизнесы и вряд ли стоит их совмещать. ТНП получит преимущество перед другими участниками рынка – например, может отказать в прокачке производителю керосина, если он не продаст топливо по названной цене.
Инициатива ТНП может фактически привести к огосударствлению рынка авиатоплива, возмущаются аналитики. Вместо того чтобы попытаться наладить цивилизованный рыночный механизм торговли топливом, предлагается полностью вытеснить частные компании с этого рынка и поручить торговлю госкомпании. Представитель ФАС от комментариев отказался.
ТНК-BP установила рекорд цены
Компания приобрела участки под строительство АЗС
Вчера на аукционе Фонда имущества Санкт-Петербурга ТНК-BP получила право аренды на девять земельных участков сроком на три года под строительство АЗС. Земельные участки выставлялись на торги единым лотом, который компания приобрела за 507 млн руб. при начальной цене в 247,5 млн руб. «РБК daily» отмечает, что выставленные вчера на торги участки были выбраны и предложены администрации города самой ТНК-BP, которая уже провела все необходимые проработки этих территорий и готова начать строительство в ближайшее время.
ТНК-BP выиграла аукцион за 107 шагов, до последнего торгуясь с конкурентами. ТНК-BP, как наиболее хорошо знакомая с этими участками компания и более подготовленная к строительству, могла торговаться и больше. Теперь, получив эти участки, при выполнении инвестиционных условий ТНК-BP сможет продлить договор аренды на 49 лет либо приобрести данные земельные участки в собственность.
Вопреки ожиданиям участников рынка в торгах не участвовала компания «РН-Трейд», структура «Роснефти», которая, купив в начале года девять участков на торгах, имеет в общей сложности в регионе около 20 АЗС и пятен для их строительства, что вряд ли соответствует заявленным еще недавно планам по получению значительной доли рынка. В компании вчера неофициально объяснили свое неучастие в торгах сложной внутренней процедурой по подготовке документации. Не приняла в торгах участие и «Газпром нефть», выкупившая по минимальной цене 30 участков еще в 2006 году (сейчас работает 13 заправок) и с тех пор не проявлявшая себя активно на рынке участков под АЗС.
AiRUnion может остаться без топлива
Огромные долги компании перед поставщиками привели к конфликту
В Красноярске разгорелся очередной топливный конфликт. «Сибирь Авиа Сервис» (САС, предоставляет услуги ТЗК в аэропорту Красноярска) требует от авиакомпании KrasAir погашения долга на 200 млн руб., грозясь в противном случае прекратить заправку ее самолетов. «РБК daily» отмечает, что в свою очередь авиакомпания обвиняет САС в монопольном завышении цен на авиационный керосин.
Задолженность KrasAir перед САС за поставленное авиатопливо на 1 августа достигла 200 млн руб. и ежедневно увеличивается, говорится в открытом письме САС руководителю Росавиации Евгению Бачурину. Все предпринимаемые попытки добиться от авиакомпании сокращения и погашения задолженности результатов не дали. Растет задолженность и других авиакомпаний, входящих в альянс AiRUnion. Единственным выходом из ситуации САС видит приостановление с будущего понедельника заправки авиакеросином самолетов AiRUnion. Также САС просит Евгения Бачурина приостановить действие сертификата эксплуатанта KrasAir, а на освободившиеся слоты привлечь других перевозчиков, чтобы не допустить сбоев в перевозках.
В ответ на это KrasAir также обратилась к главе Росавиации с открытым письмом. В нем компания не упоминает о своем долге и при этом обвиняет САС в монопольном завышении стоимости топлива. В KrasAir напомнили, что в 2005 году, пользуясь своим монопольным положением, САС навязала авиакомпании договор на условиях, «заведомо ставящих перевозчика в полную зависимость». Так, САС могла в одностороннем порядке изменять стоимость услуг по заправке.
Евгений Бачурин вчера находился в отпуске. Сейчас авиакомпанию интересует скорее не цена авиационного топлива, а длительность кредитной линии на его покупку. Это уже не первый случай, когда поставщики топлива перестают заправлять воздушные суда KrasAir из-за долгов. При колоссальных ценах на керосин никто из поставщиков не хочет рисковать, зная огромную кредиторскую задолженность AiRUnion и отрицательные финансовые показатели деятельности альянса.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».