Удокан разыграют между двумя претендентами: обзор прессы
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 10 сентября.
Удокан разыграют между двумя претендентами
Остальные потенциальные участники конкурса вышли из борьбы
Борьба за одно из крупнейших в мире Удоканское медное месторождение вступила в финальную стадию. За неделю до подведения итогов конкурса в нем осталось всего два участника – консорциумы, лидерами которых являются глава ОАО РЖД Владимир Якунин и владелец «Металлоинвеста» Алишер Усманов. Оба стараются заручиться поддержкой президента Дмитрия Медведева – господин Усманов посетил его вчера, визит господина Якунина запланирован на сегодня, отмечает «Коммерсантъ». Оба претендуют и на геологически связанные с Удоканом монгольские недра. В этой борьбе ОАО РЖД пока на шаг впереди конкурента. Итоги конкурса должны быть подведены 17 сентября.
Последним от Удокана вчера отказалось ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», представлявшее интересы холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски – участие в конкурсе в сложившихся условиях экономически нецелесообразно. До этого из борьбы вышли ГМК «Норильский никель» и группа ОНЭКСИМ. Оба претендента при этом сохранили интерес к месторождению и готовы поддержать победителя. По мнению аналитиков, отказы по крайней мере отчасти обусловлены ситуацией на рынке меди, которая с середины июля подешевела на 20%.
Удоканское месторождение меди в Забайкальском крае является крупнейшим в России и третьим в мире по запасам меди. Запасы оцениваются в 19,7 млн т. Победителю будет предоставлена лицензия на 20 лет. Стартовый платеж – 4,5 млрд руб. Инвестиции в проект составят порядка $1,5-2 млрд.
«Ростехнологии» и ОАО РЖД остро конкурируют за еще более масштабный проект, геологически и географически связанный с Удоканом. Речь идет об освоении монгольских недр.
Российский фондовый рынок в депрессии
Сырьевая зависимость ему не на пользу
Вчера произошло одно из крупнейших падений российского фондового рынка в XXI веке. Из-за того, что цены на нефть опустились ниже $100 за баррель, российские фондовые индексы рухнули на 7,5-9,1%. С мая, когда началось снижение индикаторов, индексы упали уже более чем на 40%: индекс РТС вчера опустился ниже 1400 пунктов. Паническое бегство иностранных инвесторов, вызванное как политическими, так и экономическими причинами, может отбросить индексы еще на 10-20% вниз, полагает «Коммерсантъ».
На фоне падения нефтяных котировок и заявлений ОПЕК вчерашнее заявление министра финансов Алексея Кудрина о нежелании облегчить налоговое бремя нефтегазовой отрасли только усугубило ситуацию на российском рынке. В результате индекс РТС вчера потерял 7,51% и откатился к отметке 1395,11 пункта. Индекс ММВБ рухнул на 9,08% до отметки 1158,07 пункта. Для обоих индикаторов это стало крупнейшим дневным падением с июня 2006 года, когда западные инвесторы так же активно покидали российский рынок. Для индекса ММВБ это стало четвертым по величине падением с 2001 года. С мая этого года, когда российские индексы находились на исторических максимумах, они потеряли 41-44%.
Перспектива снижения налогов для нефтяников – один из немногих позитивных факторов для нашего рынка, а теперь и это оказалось под вопросом, полагают аналитики.
Аутсайдерами торгов стали акции нефтегазовой отрасли. Происходящее на рынке похоже на депрессию, желающих покупать совсем нет – остались только паникеры, которые при каждом удобном случае продают все подряд.
Падение фондовых индексов наблюдалось не только на российском рынке акций. Вслед за ценами на нефть на вчерашних торгах на 1,5-1,7% упали азиатские индексы. Европейские индексы по итогам дня снизились на 0,5-1,0%. Американские индикаторы открылись снижением и в первые два часа торгов потеряли 0,7-1,4%.
Непрерывное падение российского рынка происходит несмотря на то, что фундаментальные показатели российской экономики выглядят убедительно. Но, по словам экспертов, сейчас никто не интересуется ни фундаментальными показателями, ни ожиданиями. Рынок начнет расти с учетом фундаментальных факторов после того, как крупные иностранные инвесторы выведут все свои деньги с российского рынка. Тогда мы начнем восстанавливаться исключительно на своих деньгах, как это было в 1998 году, резюмируют эксперты.
Последние дни «Эйрюнион»
Судьба членов авиаальянса все еще не определена
Авиакомпании – члены альянса «Эйрюнион» доживают последние дни. Уже сейчас трудно купить билеты на рейсы его основного участника – «Красэйр». А с ноября все пять компаний перестанут перевозить пассажиров, сообщают «Ведомости».
С 29 октября авиакомпании «Эйрюнион» прекратят полеты, в зимнем расписании «Эйрюнион» слотов не выделено, объясняет представитель альянса. Пока все пять авиакомпаний продают билеты на свои рейсы, добавляет представитель «Атлант-союза». Именно эта авиакомпания приняла на себя обслуживание пассажиров альянса, а вскоре должна получить часть его активов. Представитель «Атлант-союза» лишь отметил, что сейчас на рейсах «Эйрюнион» кроме собственных самолетов «Красэйр», «Самары» и ДАЛ летают также самолеты его компании, чтобы закрыть узкие места в маршрутной сети альянса.
Источник в «Атлант-союзе» добавляет, что компания уже начала переговоры с Росавиацией о получении маршрутной сети трех авиакомпаний альянса – «Красэйр», ДАЛ и «Самары». Он ожидает, что зимнее расписание будет сверстано чиновниками примерно к концу сентября.
При этом 24 000 т топлива, которые были предоставлены неделю назад из госрезерва по распоряжению правительства, кончаются. Вчера гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов объявил путь решения этой проблемы. «Ростехнологии» выступят гарантом по кредиту на 3,6 млрд руб. для перевозок пассажиров «Эйрюнион», сообщил он, добавив, что по этому поводу с правительством подписано соглашение. Но на какое время хватит этих денег, Чемезов не сказал.
«Атланту» достанется примерно 40% от пассажиропотока бывшего «Эйрюнион». Часть рейсов бывшего альянса возьмут на себя «Аэрофлот» и «Сибирь», а выйдет ли укрупненный «Атлант» на пассажиропоток 10 млн человек в год, который показали авиакомпании в 2007 г., можно будет судить только по итогам 2010 г.
Однако, «Коммерсантъ» отмечает, что не прошло и недели с объявления «Ростехнологиями» о создании новой авиакомпании на базе разорившегося «Эйрюнион» и столичного «Атлант-Союза», но проект уже встречает препятствия. Авиакомпанию «Дальавиа», часть рейсов которой остановлена за долги, подозревают в преднамеренном банкротстве. Менеджмент «Сахалинских авиатрасс» открыто критикует план создания объединенного перевозчика. Частные акционеры «Саратовских авиалиний» вообще почти ничего не знают о проекте.
Административные барьеры на пути к добыче нефти
Средние и мелкие нефтяные компании на грани банкротства
Ассоциация малых и средних нефтегазодобывающих организаций России («Ассонефть») обратилась к вице-премьеру Игорю Сечину с просьбой устранить административные барьеры, возникшие из-за несовершенства законодательства, что мешает средним и мелким компаниям разрабатывать недра и добывать нефть. «РБК daily» отмечает, что если этот вопрос не будет разрешен в ближайшее время, компаниям грозят финансовые трудности, что может привести их к банкротству, говорится в пресс-релизе ассоциации.
«Ассонефть» объединяет 40 нефтяных компаний, добывающих нефть в Западной и Восточной Сибири, на Тимано-Печоре, в Урало-Поволжье и Татарии.
Как говорится в пресс-релизе компании, ряду предприятий – участников «Ассонефти», ведущих пробную эксплуатацию пробуренных исследовательских скважин, отказывают в оформлении лицензии на право дальнейшей добычи нефти из вновь открытых месторождений в связи с тем, что Роснедра и их территориальные подразделения приостановили выдачу таких лицензий до утверждения правительством порядка расчета размера разового платежа. При этом предприятия не имеют возможности воспользоваться и альтернативным вариантом – продлением права пробной эксплуатации исследовательских скважин, так как в настоящее время не назначен орган, который будет осуществлять функцию по согласованию проектов пробной эксплуатации месторождений и дополнений к ним.
В ассоциации называют неопределенность в вопросе осуществления этих госфункций административными барьерами, которые грозят остановкой геологоразведочных работ и опытной добычи нефти на многих производствах, что негативно повлияет на качество выполнения проектов по исследованию и разработке участков недр, а в ряде случаев существенно подорвет финансовые возможности предприятий, ставя их на грань банкротства.
По словам источника в министерстве, проблема малых нефтяных компаний носит временный характер и вызвана внутренней реорганизацией в Минприроды. Ранее вопросами согласования ведения пробной эксплуатации пробуренных исследовательских скважин и другими сопутствующими вопросами занимался Ростехнадзор. Недавно же принято решение передать эти функции Росприроднадзору. В то же время вопросы согласования условий опытно-промышленной эксплуатации месторождений будут курировать Роснедра.
«Газпрому» и ТНК-ВР необходимо договориться
Минприроды ждет определенности по Ковыктинскому месторождению до конца года
До конца года собственник Ковыктинского месторождения должен быть определен. В противном случае в ситуацию вмешается Минприроды. Об этом заявил глава министерства Юрий Трутнев в рамках V Байкальского экономического форума, отмечает «РБК daily». По его словам, незавершенность сделки между ТНК-ВР и «Газпромом» по Ковыкте отодвигает сроки ее ввода в промышленную эксплуатацию. Если Минприроды не получит планов по срокам освоения месторождения, оно может вернуться к вопросу отзыва лицензии, считают эксперты.
Как сообщил Юрий Трутнев, «Газпром» все еще не представил в Минприроды России план разработки Ковыктинского месторождения. До конца года необходимо принять решение либо недропользователю, либо нам, сказал г-н Трутнев. При этом министр отметил, что ведомство не намерено корректировать условия предоставления лицензии на освоение Ковыкты.
Ранее Роснедра заявляли о намерении отозвать лицензию у «РУСИА Петролеум» за нарушение сроков ввода Ковыкты в эксплуатацию и недостаточные объемы добычи. Около года назад ТНК-ВР подготовила изменения в лицензионное соглашение по Ковыкте, но Роснедра их не утвердили.
Разговоры об отзыве лицензии прекратились в июне 2007 года, когда ТНК-ВР собиралась продать «Газпрому» 62,8% акций «РУСИА Петролеум», а также 50% акций Восточно-Сибирской газовой компании, оператора газификации Иркутской области. Компании подписали соглашения об основных условиях продажи и с тех пор не могут согласовать стоимость пакета. Сроки сделки постоянно переносятся.
Вероятность того, что сделка будет закрыта до конца года, велика, считают эксперты. Стороны не заявляли о расторжении сделки, следовательно, прежние договоренности остаются в силе. Если Минприроды не получит планов по срокам освоения Ковыкты, оно может вернуться к вопросу отзыва лицензии. Впрочем, до этого вряд ли дойдет. Заявление Юрия Трутнева скорее должно способствовать более быстрому решению этого вопроса.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».