ФАС предложила новые правила поставки газа в Россию: обзор прессы
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 11 сентября.
ФАС предложила новые правила поставки газа в Россию
Свод правил был составлен без участия «Газпрома»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Национальной ассоциацией потребителей природного газа подготовила проект новых правил поставки газа в РФ. В начале октября 2008 года документ, в нынешней версии представляющий точку зрения потребителей газа, будет направлен на согласование в пока не ознакомленные с текстом «Газпром» и Минэнерго, а затем через ФАС будет внесен в правительство, сообщает «Коммерсантъ».
Проект регламентирует порядок заключения и пункты договоров на поставку газа, в том числе ответственность поставщика за «некачественный товар» и «необоснованное ограничение и отключения поставки газа».
Действующие правила поставки газа, утвержденные в период кризиса 1998 года, не отвечают реалиям. Сегодня в России функционируют рыночные механизмы, осуществляются биржевые торги газом, заключаются долгосрочные договоры, действует принцип take-or-pay (бери или плати), предполагается симметричная ответственность поставщиков и потребителей. В старых правилах ничего этого нет. Главным принципом нового проекта является «симметричная» ответственность поставщика и потребителя.
В ассоциации отметили, что проект является «компромиссом» между потребителями и поставщиками. Первоначальный вариант не имел шансов быть принятым, в ассоциации отдают себе отчет в том, что «Газпром» не заинтересован в расширении своей ответственности. В ФАС подтвердили, что основные тезисы правил были согласованы со службой. В «Газпроме» заявили, что не знакомы с документом, не смогли прокомментировать документ и в «Межрегионгазе». Разработчики уверяют, что на основе их замечаний проект будет доработан и лишь после этого предположительно в начале октября будет направлен на согласование в «Газпром», ФАС и профильные ведомства.
ТНК-ВР рассчитался с госбюджетом
Тем не менее, уголовные дела относительно компании не прекращены
Едва между акционерами ТНК-BP воцарился мир, МВД объявило, что ТНК-ВР и «Славнефть» погасили все налоговые долги. Впрочем, это не ведет к автоматическому закрытию возбужденных в связи с этим уголовных дел, отмечают «Ведомости».
В частности, уголовное дело по факту неуплаты налогов ТНК, влившейся в 2003 г. в ТНК-ВР, было возбуждено 11 апреля 2008 г. В 2001-2003 гг. ТНК использовала схему налоговой минимизации, из-за которой бюджету был причинен ущерб более 22,5 млрд руб. Еще одно уголовное дело по неуплате более 1 млрд руб. налогов «Славнефтью» (принадлежит TNK-BP International) возбуждено в ноябре 2007 г.
В обоих случаях использовалась схема по уклонению от уплаты налога на прибыль путем перепродажи нефти через цепочку аффилированных фирм во внутренних оффшорах.
Возмещение ущерба бюджету не повлияет на судьбу этих дел и следствие по ним продолжится. Но в суде добровольная выплата налогов станет смягчающим обстоятельством. Выплата налогов не освобождает от уголовной ответственности, дополняют эксперты, но если следствие установит, что уклонение не было умышленным, то уголовное дело должно быть прекращено.
По соглашению акционеров ТНК-ВР по долгам, возникшим до ее создания, отвечают российские совладельцы – «Альфа-групп» и консорциум «Ренова» – Access Industries.
Долги «Эйрюнион» растут
Авиаальянс не платит зарплату пилотам
«Эйрюнион» не платит зарплату работникам. Долги альянса придется взять на себя «Атлант-союзу». «Ведомости» сообщают, что преемник «Эйрюнион» в первую очередь будет гасить долги «Красэйр», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) и «Самары» по зарплате. Пилотам ДАЛ за июль выплатили только 60% зарплаты. Долги по зарплате с начала августа во всех пяти компаниях альянса подтверждает и представитель «Эйрюнион». А руководитель Росавиации Евгений Бачурин добавляет, что на момент проверки (завершена неделю назад) задолженность была у всех компаний альянса в пределах двух месяцев. По Трудовому кодексу сотрудник может взыскать с компании невыплаченные деньги с процентами. Гендиректору грозит административный штраф, а в случае «длительной невыплаты» – лишение свободы до двух лет.
С 4 по 30 сентября на плечи «Атланта» ложатся все расходы по операционной деятельности компаний альянса: заправка топливом, аэронавигационное обеспечение, аэропортовое обслуживание во всех городах. При этом доходы от проданных билетов получают авиакомпании альянса. А задолженность перед банками и топливозаправочными компаниями – дело их акционеров. Акционеры займутся переговорами с кредиторами о «частичном погашении задолженности» и о сроках ее погашения.
Компания привлечет «кредитные целевые средства» под гарантии «Ростехнологий» и правительства Москвы. Ранее гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов говорил, что его компания выступит гарантом по кредиту на 3,6 млрд руб.
По оценке аналитиков, сентябрьские затраты «Атлант-союза» на содержание этих трех авиакомпаний – не более 1 млрд руб., не считая затрат на продажу билетов, лизинговых платежей и т. п., с учетом того что часть маршрутов этих авиакомпаний взяли на себя конкуренты.
Переориентация с Запада на Китай
Возможен ли такой поворот в нефтяном экспорте России?
Кризис в отношениях России с Западом вынуждает отечественных нефтяников и газовиков снова задумываться о рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Заявления о возможной переориентации части сырьевого потока на Китай прозвучали на днях на ежегодном инвестиционном саммите Reuters из уст руководителей «Газпрома» и «Транснефти». «РБК daily» отмечает, что угроза возвращения «холодной войны» может в действительности заставить Кремль активизировать проекты поставок энергоресурсов, прежде всего газа, потребителям стран Тихоокеанского бассейна.
Угрозы переориентации на Китай звучат уже по меньшей мере три года и поначалу имели резонанс: континентальной Европе от России, кроме углеводородов и прочего сырья, по большому счету ничего не нужно. Эти заявления уже почти перестали пугать Европу, но после начала южноосетинского конфликта риторика, которую на Западе привыкли считать пустой, стала восприниматься иначе. Политический контекст после грузинских событий изменился, признал в интервью Reuters и зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. По мнению отраслевых экспертов, традиционные регионы добычи не будут переориентированы на Китай, но возможен отказ от поставок нефти и газа на Запад с новых, еще не разработанных месторождений Восточной Сибири. То есть речь идет не о переориентации, а возможной диверсификации российского углеводородного экспорта.
Впрочем, Кремль не готов даже к такому решению. В отличие от нефти газ не торгуется на биржах, и единой «мировой» цены на газ не существует. Европейский рынок газа – самый дорогой. Он вдвое дороже, чем в Великобритании и Канаде, и на 30% дороже, чем в США и Японии. Достоверных статистических данных по газовому рынку Китая нет, но логично предположить, что он не может быть дороже японского. К тому же Китай начал активно инвестировать в новые технологии по добыче метана из угля. Заявления топ-менеджеров российских госкомпаний о переориентации «не более чем разогрев рынка».
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».