AMP18+

Экономика

/

Иностранные инвесторы боятся российского рынка: обзор прессы

image

Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 22 сентября.

Иностранные инвесторы боятся российского рынка

Из-за финансового кризиса сорвались две крупные сделки

Иностранные стратегические инвесторы меняют планы в отношении российской энергогенерации. Немецкий концерн RWE AG, сославшись на нестабильность финансового рынка, отказался от покупки доли в ТГК-2, а французская Electricite de France (EDF) окончательно отказалась от покупки ОГК-1. С учетом текущей ситуации на фондовых рынках эксперты называют действия стратегов разумными, отмечает «Газета». Между тем очевидно, что иностранцы могут вновь вернуться к идее покупки генкомпаний, однако по значительно более низкой цене.

Отметим, что для RWE отказ от выкупа пакета в ТГК-2 мог быть вполне предсказуемым и без финансового кризиса в России. Однако немцы сохраняют интерес к российским генкомпаниям и намереваются сотрудничать с «Газпромом», который в свою очередь уже давно интересуется покупкой RWE. RWE уже второй год ищет инвестора. Планируется сначала продать 30% акций, в долгосрочной перспективе – контрольный пакет. Среди потенциальных покупателей – Gaz de Frans и немецкие энергогиганты RWE и EnBW. «Газпрому» отдан приоритет в связи с тем, что газовая монополия готова профинансировать строительство трех газовых электростанций в Германии.

В минувшую субботу также стало известно о том, что Electricite de France объявила об отказе участвовать в конкурсе по выкупу доли в ОГК-1.

Эксперты констатируют: финансовый кризис спутал все карты. Завершение сделок могло бы не состояться на прежних условиях и теперь перенесено на неопределенный срок. Сейчас на Западе в глобальном плане происходит пересмотр всех рынков, и такие рисковые активы, как российская электроэнергетика, мало привлекательны. В текущей ситуации стратегам выгоднее отказаться от завершения сделок, а при стабилизации финансовых рынков – вернуться к ним и выставить цену покупки пакетов в генкомпаниях существенно ниже ранее заявленной. «Интер РАО ЕЭС» интересовалось ОГК-1, но было заинтересовано в снижении стоимости пакета. Поэтому аналитики не исключают, что сегодня французы, подписав соглашение о сотрудничестве с «Интер РАО», просто пошли на маневр.

Стабильность вместо позитива

Прогноз кредитного рейтинга России снижен на один пункт

Экстренные меры, принятые российскими властями для поддержания финансовой системы, получили первую оценку крупного международного института, сообщает «Коммерсантъ». Рейтинговое агентство Standard & Poor`s понизило на одну ступень – с «позитивного» на «стабильный» – прогноз кредитных рейтингов России из-за «растущей неопределенности по поводу экономической политики» по преодолению кризиса ликвидности.

Долгосрочные кредитные рейтинги остались без изменений – по обязательствам в иностранной валюте ВВВ+, по обязательствам в национальной валюте А-, а также краткосрочные суверенные кредитные рейтинги А-2. Кроме того, был подтвержден кредитный рейтинг по национальной шкале (ruAAA).

Агентство ожидает, что в течение ближайших 12 месяцев российские бюджетные и международные резервы, вероятно, уменьшатся.

В текущей ситуации агентство выделяет такой негативный фактор, как значительное усиление в сентябре оттока капитала из России – «отчасти вследствие двойственной политики властей в отношении прав акционеров». Наряду с сокращением роста кредитования возможно сокращение доходов частного сектора, а значит, неясно, смогут ли компании обслуживать свои долговые обязательства. Уже в 2009-2010 годах возможен дефицит бюджета.

Вслед за пересмотром прогноза странового кредитного рейтинга S&P также на одну ступень понизило прогноз рейтингов города Москвы, Банка развития и Российского банка развития на «стабильный» с «позитивного».

Рейтинговое агентство Fitch не собирается пересматривать прогноз по суверенному рейтингу России, который сейчас является «стабильным». Аналитики агентства Moody`s более оптимистичны. Несмотря на резкое падение на местных фондовых рынках и значительный отток капитала в последние несколько недель, правительственные валютные активы все еще необыкновенно крупны и могут выдержать даже серьезную стоимость финансовой интервенции, отмечают аналитики агентства.

Российские эксперты считают решение S&P поспешным и «излишне категоричным». Российская финансовая система сейчас гораздо лучше позиционирована, чтобы вынести последствия мирового финансового кризиса. Главным фактором в страновом рейтинге является способность государства обслуживать свои долги, у России же сейчас профицит бюджета и долг к ВВП составляет всего менее 5%.

Однако часть экспертов не исключают вероятности дальнейшего пересмотра оценок для России. Сегодняшние меры по стабилизации валютного рынка России приведут к снижению золотовалютных резервов страны, а вливания на фондовый рынок только усугубят этот процесс. Именно высокий уровень ЗВР служил ранее основной причиной высоких оценок от международных рейтинговых агентств, и значит, их снижение может привести и к пересмотру страновых оценок.

«Дальавиа» повторяет путь AirUnion

Что ждет компанию – банкротство или господдержка?

«Дальавиа» больше не продает билеты. Ее счета арестованы, и ее ждет либо банкротство, либо господдержка, отмечает «Газета». Банкротство более вероятно – «Дальавиа» должна войти в альянс AirUnion, будущему владельцу которого – госкорпорации «Ростехнологии» – долги перевозчика не нужны.

Решение о прекращении продажи билетов принято в связи с огромной задолженностью за топливо и обслуживание самолетов. Хабаровский аэропорт, которому компания должна примерно 240 млн рублей, прекратил обслуживать почти все рейсы компании, а служба судебных приставов арестовала банковские счета компании.

В отношении руководства компании заведено уголовное дело по статье «Незаконное предпринимательство» за нарушения в обслуживании пассажиров.

Для вывода «Дальавиа» из кризиса руководство компании предлагает выделить из Росрезерва 8,5 тысяч тонн топлива. Помимо этого для стабилизации финансового состояния руководству нужно не менее 1,5 млрд рублей из бюджета государства. Эти деньги нужны для восстановления оборотных средств и замены парка воздушных судов. Чтобы погасить налоговые и зарплатные долги, можно продать часть непрофильных активов.

Пока ответа от собственника – Росимущества – не получен. Впрочем, Росимущество вскоре избавится от проблемного актива. «Дальавиа» должна войти в состав нового крупного авиаперевозчика.

Его костяк составят «Атлант-Союз», принадлежащий правительству Москвы, компании альянса AirUnion («КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс»), ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток-авиа», «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы». Контрольный пакет акций получит госкорпорация «Ростехнологии», а правительство Москвы и Красноярский край станут миноритарными акционерами.

По мнению аналитиков, «Дальавиа» фактически повторяет путь AirUnion.

Именно планы на включение «Дальавиа» в объединенную авиакомпанию могут помешать получению господдержки для возобновления полетов. Если авиаперевозчик будет признан банкротом, «Ростехнологиям» не придется выплачивать крупные долги компании.

ВСТО требует госсредств

Для строительства второй нефтепровода очереди «Транснефти» требуется поддержка

В условиях кризиса государство может поддержать крупные государственные проекты. Первый на очереди – нефтепровод ВСТО, сообщают «Ведомости».

Правительство в связи с финансовым кризисом предпримет дополнительные меры по финансированию нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), заявил министр энергетики Сергей Шматко. Если «Транснефть» будет занимать сейчас, это увеличит ее издержки, следовательно, приведет к росту тарифа, напомнил министр, пообещав компании «финансовую поддержку».

Помочь уже вызвался Внешэкономбанк. Во время кризиса рефинансирование займов на рыночных условиях может привести к росту инфляции, поэтому предлагается «через определенные механизмы» направлять госсредства на такие проекты.

Проекты государственного масштаба, особенно инфраструктурные, могут пострадать от коммерческих ставок. Уже в июле Сбербанк поднял ставку по кредитной линии «Транснефти» на 145 млрд руб. до 12% (ранее было 7-10% в зависимости от срока пользования средствами). Заем привлекался как раз для финансирования ВСТО. Для такого проекта с большим государственным значением это очень высокая ставка. Если потребуется, банк готов давать кредиты на такие проекты.

Премьер Владимир Путин поручил вице-премьеру Алексею Кудрину проработать варианты финансирования ВСТО до 22 октября. Минэкономразвития и Минфин сейчас изучают инвестпрограмму «Транснефти».

Если ситуация на рынке не ухудшится, строительство первой очереди ВСТО «Транснефть» рассчитывает завершить без дополнительных займов. Но для второй очереди трубы и проекта БТС-2 потребуется поддержка.

Москва, Полина Державина

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,