AMP18+

Экономика

/

«Полюс Золото» переходит под контроль Прохорова: обзор прессы

Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 25 сентября.

«Полюс Золото» переходит под контроль Прохорова

Золотодобытчик сразу же подвергся жесткой критике Президента РФ

Крупнейший золотодобытчик «Полюс Золото» переходит под контроль Михаила Прохорова. Дмитрий Медведев пригрозил отобрать лицензию за жалобы на чиновников. Смягчить выпад президента постаралась глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Шумный «развод» отечественных миллиардеров Владимира Потанина и Михаила Прохорова как никогда близок к завершению: бизнесмены подписали протокол по разделу оставшихся активов, сообщает «Газета.Ru».

Прохоров планировал получить золотодобывающий бизнес еще в самом начале процесса раздела активов двух миллиардеров, и уже сейчас он фактически контролирует менеджмент компании. Правда, если сделка состоится, Прохорову предстоит дорогостоящая оферта миноритариям «Полюса»: по закону он должен объявить ее как владелец более 30% акций. В случае если бумаги принесут все акционеры, бизнесмену придется потратить на выкуп $3-3,5 млрд, хотя Прохоров может уйти от оферты либо объявить ее по заведомо низкой цене.

Позитивные новости подогрели интерес к акциям «Полюса», уже и так растущим на фоне высоких цен на золото и возможности «обратного выкупа» бумаг самой компанией. Взлету котировок не смогла помешать даже критика президента Дмитрия Медведева в адрес гендиректора золотодобытчика – близкого Прохорову Евгения Иванова.

«Я понимаю, что бизнесу работать нелегко, что бюрократический аппарат у нас еще тяжелый, но не надо скулить», – отрезал Медведев. Закончил глава государства и вовсе в духе премьер-министра Владимира Путина: «Если для вас добыча золота – это маргинальная экономика, так откажитесь от этой работы. Мы найдем других. Хотите – давайте отберем лицензию». В данном случае имелась в виду лицензия на разработку Наталкинского месторождения.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина постаралась объяснить, что это был жесткий призыв главы государства к более четкой работе компании и увязыванию интересов бизнеса с государственными интересами.

Однако недавний пример с «Мечелом» уже показал, что критика первых лиц государства вполне может обвалить котировки даже самых успешных компаний.

«Русал» требует разбирательств

Компания привлекла внимание регулирующих органов к холдингу «Интеррос»

ОК «Русал» удалось привлечь внимание регулирующих органов к структуре акционерного капитала ГМК «Норильский никель». ФСФР потребовала от холдинга «Интеррос» раскрыть его точную долю в ГМК. «Русал» уверен, что она превышает 30%, что обязывает холдинг сделать оферту другим акционерам о покупке их бумаг, сообщает «Коммерсантъ». Однако «Интеррос» может вскоре решить эту проблему легальным путем – за счет запущенной «Норникелем» процедуры обратного выкупа акций. В таком случае холдинг получит право без оферты наращивать долю в ГМК до 50%.

Ряд источников подтверждает, что Владимир Потанин вместе со структурами основного владельца холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова уже владеют около 40% акций «Норникеля». Источник, близкий к господину Усманову, на прошлой неделе уточнял, что предприниматель скупил 5% акций ГМК, то есть доля господина Потанина действительно может превышать 30%. Она вырастет еще на 2%, если будет реализован протокол о разделе активов Владимира Потанина с группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова.

Фактически наличие такого пакета дает «Интерросу» и «Металлоинвесту» контроль над компанией. Учитывая, что явка акционеров на собраниях гораздо ниже 100%, то доля в 40% позволяет в большинстве случаев принимать решения при наличии кворума простым большинством голосов. Это означает, что «Русал», у которого есть корпоративный конфликт с «Интерросом» в «Норникеле», оказывается в наиболее уязвимой позиции.

Платой за контроль могла бы стать оферта миноритариям «Норникеля», которая бы позволила «Русалу» выйти из капитала ГМК. Однако юристы отмечают, что у «Интерроса» есть законная возможность избежать обязательного выкупа. Статья 84.2 закона об АО говорит, что если доля акционеров компании увеличивается за счет обратного выкупа акций и их последующего погашения, то требование об оферте не наступает. В августе «Норникель» запустил процедуру buy back по выкупу 4% акций компании на $2 млрд. Если эти бумаги будут погашены, то формально доля «Интерроса» вырастет до 30,1%. В этом случае «Интеррос» может продолжать увеличивать свою долю в ГМК до следующего барьера, после которого наступает обязательная оферта, то есть 50%, не выкупая бумаги у миноритариев.

Канадцы отказались от «Трансмашхолдинга»

Сорвалась одна из громких сделок в российском машиностроении

Канадский концерн Bombardier прекратил переговоры об объединении своих транспортных активов с «Трансмашхолдингом» – российским монополистом по выпуску локомотивов. Канадцев не устроила высокая стоимость холдинга. Теперь его владельцы начнут диалог с другими претендентами на актив – французским Alstom и немецким Siemens, отмечает «Коммерсантъ». Но перспективы этих переговоров в условиях мирового финансового кризиса остаются под вопросом.

Основой для смутившей Bombardier стоимости «Трансмашхолдинга» послужила сделанная год назад оценка Ernst & Young. Тогда холдинг был оценен в $2,9 млрд, однако с учетом того, что он не во всех активах владеет контрольным пакетом, – в $2,38 млрд. Анализ «Трансмашхолдинга», проведенный Bombardier, по словам главы ОАО РЖД, не сильно скорректировал эту оценку. Кроме того, канадцы хотели включить в сделку Тверской вагоностроительный завод (контрольным пакетом его акций «Трансмашхолдинг» и ОАО РЖД владеют на паритетных началах), что дополнительно увеличило ее стоимость.

За время переговоров c Bombardier изменилась и структура сделки. Когда они начинались, Bombardier и «Трансмашхолдинг» собирались обменяться активами: канадская сторона должна была получить блокпакет Breakers в обмен на блокпакет Bombardier Transportation. В течение одного-двух лет должна была появиться компания, которой стороны владеют на паритетных началах. Источник, знакомый с ходом переговоров, уточнил, что на финальном этапе обсуждалась уже просто продажа канадцам доли в Breakers, а объединение компаний откладывалось на несколько лет. Но и такой вариант Bombardier не устроил.

Не последнюю роль в отказе Bombardier мог сыграть мировой финансовый кризис, затруднивший привлечение средств. У Bombardier в целом ситуация обстоит не лучшим образом, концерн, к примеру, теснят на рынке авиастроения, и в ситуации глобальной переоценки рисков на Россию он просто не решился на сделку. Насколько к ней будут готовы Siemens и Alstom, аналитики предсказать не берутся.

Нефтяники ждут снижения акцизов на нефтепродукты

Это явится для них стимулом для торгов на бирже

Заманить нефтяников торговать нефтепродуктами на бирже можно налоговыми льготами, решили чиновники. Объем продаж нефтепродуктов через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу должен составлять 10% от рынка, такой показатель считается «хорошим в мировой биржевой торговле», заявил вчера вице-премьер Игорь Сечин. Чтобы достичь его, он предложил «сосредоточиться на поиске способов стимулирования поставщиков». «Конкретные идеи», по словам Сечина, уже есть, вчера он собирался доложить о них премьеру Владимиру Путину, отмечают «Ведомости».

Биржа была зарегистрирована в апреле, пилотные торги нефтепродуктами начались во вторник. Они продолжались всего час, за который было заключено семь сделок на 35,6 млн руб. (1500 т). Такой же объем был выставлен на продажу вчера, но итоги торгов оглашены не были.

Первоначальная цель – перевести на биржу не менее 10% от общего объема производства нефтепродуктов в стране. Нефтяники на заседании предлагали стимулировать торги с помощью налоговых льгот. Это будет одной из мер, например, есть идея снижения акцизов на нефтепродукты, реализуемые через биржу. Можно использовать биржевую цену в качестве ориентира при налоговом контроле (налог на прибыль).

Другое предложение – гарантировать спрос на бирже, в том числе за счет размещения на ней части госзаказа.

Представители «Роснефти», «Лукойла», ТНК-BP, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» сказали лишь, что рассматривают возможность участия в торгах.

Доля свободного рынка нефтепродуктов России – около 15%, остальные НПЗ входят в холдинги, которые могут осуществлять поставки через розничную сеть и не заинтересованы в биржевой торговле, говорят аналитики. Их нужно заманивать налоговыми стимулами: снижение акцизов на нефтепродукты, торгуемые на бирже, подойдет.

Готовится база для авиахолдинга «Атлант-Союз»

«Ростехнологии» стремятся уже сегодня принимать участие в управлении компанией

«Ростехнологии» ведут переговоры о приобретении 40% акций авиакомпании «Атлант-союз», сообщают «Ведомости». «Возможно, мы приобретем пакет, чтобы до момента создания объединенной компании работать на базе «Атлант-союза», – сказал гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов. Это нужно для того, чтобы «уже сегодня участвовать в управлении этой компанией».

Небольшая столичная авиакомпания «Атлант» с пассажиропотоком 1,67 млн скоро может стать базой формирования крупного авиахолдинга с контролем «Ростехнологий»: в нее будут переданы активы трех авиакомпаний развалившегося альянса «Эйрюнион», а также ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Дальавиа», «Владавиа» и др.

Два источника, близких к «Ростехнологиям», говорят, что речь идет о покупке 49%-ного пакета частного акционера авиакомпании Виктора Григорьева. Он сам предложил «Ростехнологиям» этот пакет. Госкорпорация предлагала бизнесмену остаться акционером «Атлант-союза», но он решил, что продать долю сейчас выгоднее, чем получить маленький пакет в будущей авиакомпании.

Сумма сделки будет определена позже по результатам оценки компании. По оценке экспертов, рыночная цена пакета – $35-60 млн, но в условиях финансового кризиса его цена может серьезно снизиться. Эта доля нужна «Ростехнологиям»: с ней будет проще урегулировать соотношение долей в объединенной авиакомпании с владельцем 51% акций «Атланта» – правительством Москвы.

Москва, Полина Державина

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Дальний Восток, Екатеринбург, Москва, Пермь, Челябинск, Поволжье, Урал, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,