AMP18+

Экономика

/

Дерипаска стал жертвой финансового кризиса – пресса о промышленности и финансах России

Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 6 октября.

Олег Дерипаска стал жертвой финансового кризиса

Подконтрольный ему холдинг отдал акции Magna за долги

Олег Дерипаска стал первой среди российских олигархов жертвой мирового кризиса ликвидности. Его «Русским машинам» пришлось расстаться с купленным за $1,5 млрд пакетом канадской Magna, находившимся в залоге у банка BNP Paribas, кредитовавшего сделку. Пакет в «Норильском никеле» «Русал» Олега Дерипаски покупал по похожей схеме, отмечает «Коммерсантъ».

В пятницу канадская Magna сообщила, что холдинг «Русские машины» (подконтролен «Базэлу») отныне не является ее акционером. Акции Magna, которые принадлежали «Русским машинам» (около 25% уставного капитала), достались кредитору «Русских машин», название которого Magna не раскрыла. Бумаги перешли к кредитору в качестве обеспечения по кредиту, выданному «Русским машинам» в сентябре 2007 года.

Гендиректор «Русских машин» Валерий Лукин сказал, что ««Русские машины» оказались втянуты в своего рода финансовую игру». «Мы все время получали margin call от банка-кредитора, он даже требовал досрочно погасить кредит, – поясняет господин Лукин. – Потери банка мы возмещали из cash flow, и в конце концов наше терпение лопнуло». Сколько «Русские машины» успели потерять на падении котировок Magna, Валерий Лукин не сказал.

Потеря Олегом Дерипаской пакета в Magna сделала предпринимателя самой заметной жертвой кризиса ликвидности в России. Это первый пример, когда компания господина Дерипаски так неожиданно разрывает отношения со стратегическим партнером.

Что касается партнерства «Русских машин» и Magna, которое продлилось всего год, то за это время стороны не анонсировали ни одного крупного проекта. Magna и «Русские машины» проявляли интерес к блокпакету АвтоВАЗа, но он достался французскому Renault. Затем Magna думала о строительстве сборочного завода в России в СП с «Русскими машинами», но проект также не стартовал. По оценкам экспертов, «Русские машины» потеряли на этом партнерстве до $600 млн.

Финансовый кризис сделал IPO невозможным

Кредиты коммерческих банков также получить крайне сложно

Минфин прогнозирует дальнейший рост стоимости кредитов коммерческих банков, сообщает «Независимая газета». Как заявил в пятницу замминистра финансов Дмитрий Панкин, «мы ожидаем увеличение стоимости кредитов, ужесточение требований заемщиков; реальному сектору экономики будет трудно получить кредит».

По его словам, сложности испытывают также эмитенты облигационных займов: «Фактически о размещении акций можно не говорить, провести IPO на российском рынке сейчас невозможно». В то же время чиновник уверен, что у России достаточно резервов. Объем золотовалютных резервов находится на уровне 580 млрд. долл. «Этого достаточно, чтобы покрыть все возможные требования иностранных кредиторов, перекредитовать средства и впрыснуть на внутренний рынок дополнительную ликвидность», – заверил он.

Финансовый кризис не отступает

Падение индексов бьет все рекорды

Негативные настроения на отечественных биржевых площадках проявились с новой силой. Игроков не успокоило даже принятие Госдумой в первом чтении антикризисного законопроекта, отмечает «Газета». В пятницу индекс РТС катился вниз настолько быстро, что торги на бирже за день останавливали трижды: в 14.30, 16.00 и 17.30. Но приостановки не помогали.

Обвал случился не только на рынке акций, но и в секторе долговых бумаг. В частности, из-за падения стоимости более чем на 10% на час приостанавливались торги облигациями таких крупных компаний, как «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и «Инком-лада». Кроме того, два эмитента облигаций (Новосибирский оловянный комбинат и «Русские масла») допустили технические дефолты по своим долговым бумагам на общую сумму 399,2 млн рублей, объяснив это возникшими затруднениями с ликвидностью.

Проявившиеся проблемы в сегменте корпоративных облигаций расцениваются многими экспертами как начало больших проблем. Если слабое звено рынка США – ипотечные бумаги, то слабое звено нашего рынка, по мнению экспертов, это именно корпоративные облигации. Нехватка денежных средств продолжает давить на рынок, а кризис в сфере межбанковского кредитования еще не преодолен.

Основными дестабилизирующими факторами остаются беспокойство по поводу рецессии американской экономики и падающая в цене нефть. Более того, многие специалисты считают, что принятый конгрессом США план Полсона рынку уже не поможет.

Что касается нефти, то в пятницу в ходе торгов цена барреля марки Brent опускалась до $88 – минимальный уровень с начала года. А за неделю она упала в цене на 13%, что является рекордным падением с 2004 года. В сравнении же с максимумом, достигнутым ею в июле 2008 года, снижение составило уже около 37%. Появились и прогнозы дальнейшего падения ее стоимости. Так, аналитики Merril Lynch не исключают, что в 2009 году она докатится даже до $50 за баррель.

По ВСТО пустили первую нефть

Нерешенные вопросы мешают дальнейшему строительству трубопровода

В субботу вице-премьер Игорь Сечин торжественно запустил нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Пока нефть по нему идет на Запад, сообщают «Ведомости».

ВСТО – один из самых масштабных проектов «Транснефти», был утвержден правительством еще в 2004 г. Строительство трубы началось спустя два года – в апреле 2006 г. Тогда планировалось, что в октябре – декабре 2008 г. будет запущена первая очередь нефтепровода – до Сковородино на границе с Китаем. Позже ее ввод был перенесен на конец 2009 г.

В субботу трубопровод начал работать в реверсном режиме – на участке 1105 км от Талакана до Тайшета. Первой в трубу поступила нефть Талаканского месторождения «Сургутнефтегаза». В октябре в трубу пойдет нефть и Верхнечонского месторождения (разрабатывает ТНК-ВР).

Сечин в субботу заверил, что «Транснефть» завершит строительство первой очереди ВСТО в декабре 2009 г.

Нерешенных вопросов много, в том числе схема грузопотоков. До сих пор непонятно, будет ли построено ответвление трубы на Китай (планировалось на 15 млн т в год). Строительство этого участка во многом зависит от главного поставщика нефти в эту страну – государственной «Роснефти». Пока «Роснефть» не договорилась с Китаем о поставках нефти после 2010 г., рассказал менеджер компании. Учитывая эти сложности, не исключены новые задержки строительства трубы.

«Роснефть» столкнулась с проблемой на шельфе

Отсутствие буровых установок препятствует разработке месторождений

«Роснефть» озвучила свои затраты на освоение шельфа до 2030 года. На эти цели предстоит потратить около 30 млрд долл. Однако госкомпания может столкнуться с серьезной проблемой: бурить будет просто нечем из-за отсутствия на рынке свободных мобильных буровых установок, пригодных для работы в северных морях. Тем не менее в «Роснефти» все еще сомневаются в целесообразности строительства собственных буровых, отмечает «РБК daily».

В затратах «Роснефти» на освоение шельфа до 2030 года учтены расходы на сейсморазведку, бурение и частичное оснащение специализированными судами. «Роснефти» потребуется 45 танкеров, 18 сейсморазведочных судов и 16 ледоколов. За время своей пятилетней работы на шельфе Охотского моря она потратила на сейсморазведку и бурение 1,2 млрд долл.

Ранее глава «Роснефти» Сергей Богданчиков оценивал затраты на освоение всего российского шельфа до 2050 года в 61,6 трлн руб., 3,2 трлн из которых – расходы на оснащение буровыми судами и платформами и 16 трлн – на геологоразведку. Озвученные затраты «Роснефти» на освоение шельфа на период до 2030 года на порядок скромнее, поскольку они не учитывают вложения в добычу на шельфе, а также в строительство дорогостоящего оборудования, в частности стационарных платформ.

«Газпром» в своей программе по разработке шельфа до 2020 года обещает потратить на геологоразведку и бурение на шельфе лишь 215 млрд руб. (8,3 млрд долл.). Правда, затраты на строительство буровых установок, платформ и транспортных судов для нужд разработки морских месторождений он в документе не декларировал. «Газпром» уже строит в России три мобильные буровые установки и одну платформу общей стоимостью свыше 5 млрд долл., а также разместил на «Северной верфи» заказ на восемь газовозов для СПГ примерно на 1,6 млрд долл.

Сегодня госкомпания пока не определилась, где и сколько судов и буровых установок она будет строить и целесообразно ли это делать вообще. Пока что рассматриваются оба варианта: и аренда, и строительство. Срок бурового сезона на шельфе Дальнего Востока и Арктики составляет четыре месяца, а далее установке придется искать заказы за рубежом. Наличие собственной буровой – это уже самостоятельный сервисный бизнес, в который необходимо вкладывать средства.

У «Роснефти» ранее был свой буровой флот, но в 2004 году госкомпания продала четыре плавучие морские буровые установки, построенные в советские времена, всего за 22 млн долл.

Москва, Полина Державина

© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Пермь, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,