Проблемы «КИТ Финанса» решат госкомпании – пресса о промышленности и финансах России
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 9 октября.
Проблемы «КИТ Финанса» решат госкомпании
Первая жертва финансового кризиса нашла покупателей на свои активы
РЖД и «Алроса» покупают проблемный инвестбанк «КИТ Финанс». Сумма сделки неизвестна, но сами участники сделки намекают, что она невелика. Это еще раз говорит о том, что российский инвестбанкинг не сможет выжить без серьезной господдержки, отмечает «Газета.Ру».
«Российские железные дороги» (РЖД) и инвестиционная группа «Алроса» подписали соглашение о покупке 90% акций инвестиционного банка «КИТ Финанс». Согласно информации, распространенной банком, после завершения сделки доли РЖД и «Алроса» будут владеть по 45%, еще 10% достанется остальным акционерам банка.
После приобретения члены консорциума получат контроль над группой «КИТ Финанс», в которую входят также ИК «КИТ Финанс», компании «КИТ Финанс Страхование», а также долю в СП с международной инвестиционной компанией. Сумма сделки в данном случае была несущественным условием, однако размер «несущественного условия» не разглашается. Источник в банке сообщил, что сумма сделки составляет 100 рублей.
Сговорчивость акционеров объясняется тем, что «КИТ Финанс» стал одной из первых жертв финансового кризиса, не сумев исполнить свои обязательства по сделкам РЕПО в несколько миллиардов рублей.
Аналитики рынка в большинстве своем затрудняются прокомментировать покупку. По общему мнению, сейчас рано прогнозировать будущее функционирование инвестиционного банка в качестве компании, подконтрольной государству. Впрочем, тот факт, что покупку совершают госкомпании, в условиях финансового кризиса как раз неудивителен – у них есть возможность финансировать бизнес «КИТ Финанса».
«Ростехнологии» получили первые авиаактивы
Станут ли кредиторы и поставщики доверять авиаальянсу с сомнительным прошлым
Росимущество подписало документы о передаче «Ростехнологиям» госпакетов акций авиакомпаний альянса AiRUnion, а Минтранс согласовал документы о передаче госкорпорации «Владивосток-авиа», «Дальавиа» и «Сахалинских авиатрасс». Теперь «Ростехнологии» могут начать процесс создания на их основе нового авиаперевозчика, сообщает «Коммерсантъ».
Передача пакетов дает «Ростехнологиям» возможность законно влиять на деятельность этих юридических лиц, например голосовать на советах директоров или сменить гендиректора. Именно на безвластие в «Красэйр» и ДАЛ, которые уже не принадлежат Росимуществу, но еще не переданы «Ростехнологиям», некоторые контрагенты компании списывали возникшие в августе-сентябре проблемы AiRUnion.
AiRUnion был создан в 2005 году как неформальное объединение пяти авиакомпаний: государственных «Красэйр» и ДАЛ и частных «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». По итогам 2007 года альянс перевез более 3 млн пассажиров, войдя в пятерку авиаперевозчиков России. Однако в августе этого года аэропорты отказались обслуживать самолеты AiRUnion до погашения долгов (по оценке «Ростехнологий», $800 млн на начало августа), и деятельность альянса фактически остановилась. Перевозки пассажиров AiRUnion взяла на себя авиакомпания «Атлант-Союз». Тогда же «Ростехнологии» объявили о том, что на базе альянса, «Атлант-Союза», а также передаваемых госкорпорации пакетов в ГТК «Россия», «Оренбургских авиалиниях», «Кавминводыавиа», «Саратовских авиалиниях», «Владивосток-авиа», «Дальавиа» и «Сахалинских авиатрассах» будет создан новый авиаперевозчик под рабочим названием «Авиалинии России».
Передача акций открывает путь «Ростехнологиям» для создания новой авиакомпании. Если госкорпорация внесет эти пакеты в уставный капитал «Авиалиний России», у кредиторов альянса увеличивается шанс на возврат долгов, поскольку новая компания станет преемникам по их обязательствам. В то же время глава комитета кредиторов AiRUnion Евгений Островский отмечает, что передача пакетов «Ростехнологиям» не добавляет уверенности в том, что долги будут возвращены. Если новая авиакомпания откажется от погашения долгов, доверия со стороны бывших партнеров и поставщиков у компании не будет.
Доступ на шельф открыт
Однако потенциальные покупатели не заинтересовались лицензиями на разработку
Роснедра уже в следующем году могут выставить на конкурс или аукцион 12 участков территориального моря и внутренних вод России от Балтики до Сахалина. Такие предложения содержатся в проекте программы геологического изучения нефтегазоносности и лицензирования недр континентального шельфа России до 2020 года, который подготовлен учеными Минприроды России, сообщает «РБК daily». Претендовать на освоение этих участков смогут как российские частные добывающие компании, так и иностранцы, ведь их запасы не относятся к стратегическим. Кроме того, на территориальные воды не распространяется действие закона «О континентальном шельфе». Однако участки содержат лишь прогнозные ресурсы Д1-Д2, поэтому нефтяные компании не горят желанием выстраиваться в очередь на получение этих лицензий.
Учитывая, что освоение любого шельфа, даже не стратегического, требует применения сложных и дорогостоящих технологий, а в связи с этим и существенных инвестиций, неудивительно, что потенциальные приобретатели этих лицензий пока не проявили большого интереса к разработке участков.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа пояснили, что при рассмотрении бизнес-проектов по разработке нефтяных месторождений компания обычно обращает внимание на запасы категории С1-С2, а проекты с ресурсами Д1 рассматриваются в самом худшем случае.
Представитель ТНК-BP сказал, что компании неинтересны проекты в территориальных водах и они не рассматривают свое участие в конкурсах и аукционах, если эти участки выставят на таковые.
Практика позволяет выставлять на конкурс или аукцион участки недр любой степени разведанности, в том числе с ресурсами категорий Д1-Д2. Еще не определено, кто именно будет в дальнейшем заниматься доразведкой участков шельфа и территориальных вод: недропользователи или государство, замечая, что выделенных на сегодняшний день на эти цели бюджетных средств явно недостаточно для того, чтобы открыть на этих участках промышленные запасы углеводородов. Общие инвестиции в геологоразведку шельфа до 2020 года запланированы в объеме 612,7 млрд руб. Причем на долю государства придется всего 44 млрд.
«Русснефть» готова
Найдет ли «Базэл» средства на покупку?
У «Базэла» Олега Дерипаски не осталось препятствий для покупки «Русснефти». Налоговики отозвали последний иск об истребовании ее акций в пользу государства, сообщают «Ведомости».
Арбитражный суд Москвы поставил вчера точку в полуторагодичной тяжбе государства за акции «Русснефти». Федеральная налоговая служба (ФНС) отказалась от последнего иска об истребовании бумаг в госсобственность. Дело закрыто, арест с акций будет снят, объявил вчера суд.
Этого решения дожидалась антимонопольная служба (ФАС), чтобы разрешить покупку контроля в «Русснефти» группе En+, входящей в «Базэл». Теперь ФАС будет ждать документов из суда, подтверждающих, что иски отозваны, их может принести сама «Русснефть». Затем заявка «Базэла» на акции снова будет рассмотрена (она подана еще прошлым летом).
«Русснефть» достается Дерипаске не в лучшем состоянии. Примерно 20 млрд руб. – налоговые претензии к компании за 2003-2005 гг. Еще около 19 млрд руб. могут составить претензии по проверке за 2006 г. Таким было предварительное решение ФНС. Но акт не подписан: ФНС ждет решения Высшего арбитражного суда по прежним долгам («Русснефть» начала их выплачивать, но летом неожиданно решила обжаловать). Велики и другие долги «Русснефти» – только Сбербанку компания должна свыше $1 млрд.
У «Базэла» тоже не лучшие времена. Дерипаска – один из самых перекредитованных российских бизнесменов. Недавно он уже отказался от одной из инвестиций – 20% канадской Magna, которые купил год назад за $1,54 млрд. Стоимость «Русснефти» – $4-6,5 млрд с учетом долга ($8-10,5 млрд – без него), по подсчетам аналитиков. Если «Базэл» действительно не успел расплатиться за актив, то теперь найти деньги для такой сделки будет сложно.
НДС в рассрочку
Такая мера лишь отчасти поддержит компании в период кризиса
Вчера Госдума утвердила сразу в трех чтениях поправки в Налоговый кодекс, которые откладывают квартальные платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС) и тем самым частично сглаживают кризис ликвидности. Квартальный НДС в объеме около 500 млрд. руб. компании и банки теперь смогут выплачивать равными долями в течение трех месяцев, сообщает «Независимая газета». Рассрочка платежей по НДС, по мнению экспертов, не снимает фундаментальных причин экономического кризиса, но снижает опасность развития цепочек неплатежей между банками и предприятиями.
Такая антикризисная мера избавит банки и их клиентов от необходимости уже в октябре 2008 года единовременно внести в бюджет в виде НДС более половины триллиона рублей. Введение рассрочки не является временной мерой и будет действовать и в дальнейшем.
Таким образом, налогоплательщики уже за третий квартал 2008 года смогут разбить сумму налога на три части и заплатить их соответственно до 20 октября, 20 ноября и 20 декабря.
Эксперты считают рассрочку вполне разумной мерой правительства, которая, впрочем, почти не влияет на развитие кризисных явлений в экономике.
Рассрочка помогает не усугубить самую актуальную проблему для всех российских компаний – нехватку свободных денежных средств. Однако решить проблему нехватки ликвидности эти меры не помогут, поскольку причины нехватки средств совсем другие – это закрытие внешних кредитных рынков и падение стоимости активов, и они продолжают действовать.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».