Массовые увольнения не спасут паникующие компании
Сокращение издержек в условиях паники – задача непростая. Первыми жертвами борьбы российских компаний с издержками стали персонал, непрофильные расходы и инвестпланы. Но в панике руководство компаний совершает несколько ошибок. Во-первых, сокращаются небольшие, но заметные статьи расходов, например имиджевого характера, что сразу же посылает негативный сигнал рынку о состоянии компании, и наносит урон репутации компании, чем экономит ее деньги. Хотя казалось, что российские компании только вчера ценой немалых издержек начали понимать роль «символического капитала», пишет журнал «Секрет фирмы».
Во-вторых, бездумная борьба с издержками наносит ущерб самому бизнесу. Да к тому же под увольнение часто попадают специалисты, приносящие компании наибольший доход.
Избавляясь от «лишних» сотрудников, компании часто вместо сокращения издержек, получают лишь панику в коллективе, которая парализует работу предприятия. К примеру, в одном из уральских банков попытались сократить не должности топ-менеджеров, а небольшие и незначительные. Когда после «чистки» проверили результаты целиком, оказалось, что были уволены и все три дворника банка. Польза от такой «экономии» была ничтожной, но рабочей атмосферы как не бывало. В крайнем случае, такие меры могут вызвать забастовки – как, например, произошло на Горьковском металлургическом заводе.
Многие компании приостанавливают продвижение продуктов, на которые еще несколько месяцев назад делали основной акцент. Банки в массовом порядке сворачивают свои рекламные акции: глупо рекламировать потребительские и ипотечные кредиты, которые практически не выдаются.
Российские компании еще только учатся объяснять трудовым коллективам свою кадровую политику. Пока же объяснения сводятся к минимуму, а предприниматели боятся слова «увольнение», предпочитая заменять его терминами. Например, «решение об оптимизации численности персонала». Но увольнения без внятных объяснений порождают слухи о нестабильной ситуации в компании. Так что несмотря на тотальную нехватку времени и общую нервозность, говорить с коллективом необходимо.
Среди советов, которые предлагает журнал компаниям, попадаются не самые оптимистичные: Если ваша фирма развивалась исключительно на заемные средства и не имеет больших покровителей, следует четко осознавать, что кризис вы не переживете. Вам придется выбирать между продажей бизнеса с непропорционально большим дисконтом и его ликвидацией. Выбирать надо быстро.
Москва, Алексей Усов
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».