Символический реванш за 90-е: Россия начинает кредитовать МВФ
Одним из итогов саммита G20 для России стал символический реванш за «диктатуру» МВФ в 90-е. Россия, активный получатель кредитов Международного валютного фонда (МВФ) в 1990-х, сама начнет кредитовать МВФ – до конца года на это, возможно, потребуется $1 млрд. Участие в спасении проблемных экономик не избавит Россию от необходимости выполнять международные рекомендации: как и другим участникам G20, РФ потребуется ужесточить финансовое регулирование.
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин вчера сообщил членам правительства об итогах переговоров в рамках G20 в Вашингтоне, в которых участвовал президент Дмитрий Медведев. Как сообщает «Коммерсант», стороны обязались изучить и необходимость дополнительного финансирования МВФ, в который с сентября 2008 года поступают заявки от стран-участниц на стабилизационные кредиты. Уже одобрены кредиты Украине, Венгрии, на очереди Белоруссия, Исландия, скорее всего, к ним присоединится Болгария. Было объявлено, что РФ до конца года предоставит МВФ в кредит 1 миллиард долларов на экстренную поддержку национальных экономик.
Если это произойдет, Россия может впервые стать относительно крупным донором антикризисных программ МВФ, а не получателем его денег. Напомним, в июле 1998 года МВФ выделил России $4,781 млрд в качестве помощи при отражении атаки на рубль. Впрочем, последующие транши кредита были приостановлены из-за действий России, объявившей дефолт по ГКО, прекратившей после потери $9 млрд резервов защиту национальной валюты и ограничившей движение капиталов (ограничения сняты годами позже). Сейчас, как и в 1998 году, ЦБ России столкнулся с атакой на рубль и продолжает защищать его по схожей стратегии. Но резервы ЦБ сейчас в десятки раз больше, чем в 1998 году, а внутренний и внешний долг государства удельно много меньше.
Россия стала второй после Японии страной, объявившей о готовности выделять дополнительное финансирование. Впрочем, размеры объявленной поддержки МВФ Россией сравнительно невелики. Глава МВФ Доминик Стросс-Канн по окончании саммита G20 в интервью «Би-Би-Си» оценил резервы МВФ по предоставлению стабкредитов в $200 млрд (уже приняты решения по предоставлению менее 25% от этой суммы), а потребность МВФ в дополнительных ресурсах – в $100 млрд. На долю РФ может прийтись около 1% требуемой суммы. Правительство Японии пообещало предоставить на эти цели до 100% требуемой суммы. Особой щедрости Россия не проявляет и на двухсторонних переговорах. Господин Панкин вчера подтвердил продолжение переговоров с Исландией, запрашивавшей у России стабкредит в ?4 млрд, но пояснил, что РФ может ограничиться и меньшей суммой. МВФ пока вообще отложил все решения по Исландии.
«Смена роли» в МВФ для России не снимает обязательство следовать рекомендациям международных организаций: если ранее это было условием получения кредитов, то теперь – добровольно взятым на себя обязательством, отраженным в итоговой декларации G20.
Срочные рекомендации G20 в ряде случаев конкретнее, чем общие принципы. Так, в итоговом заявлении участники договорились до 31 марта 2009 года вводить более жесткие нормы раскрытия информации, откорректировать практику работы рейтинговых агентств, в том числе национальных, ужесточить требования к банкам в отношении структурированных кредитов и секьюритизации. Россия обязалась наряду с остальными участниками вашингтонской встречи стимулировать разработку новой системы оценки рисков в финансовом секторе. Большую часть этой работы придется взять на себя ЦБ, Минфину и Федеральной службе по финансовым рынкам.
Москва, Алексей Усов
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».