«Роснефть» и «Транснефть» просят $25 миллиардов в кредит у Китая – пресса о промышленности и финансах России
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 9 декабря.
«Роснефть» и «Транснефть» просят $25 миллиардов в кредит у Китая
Цена кредита – 15 миллионов тонн нефти в год
Переговоры между Россией и Китаем о предоставлении «Транснефти» и «Роснефти» кредитов на общую сумму $25 миллиардов под поставки нефти «вступят в активную фазу» в среду, 10 декабря.
В октябре Россия и Китай предварительно договорились о поставках в адрес Пекина до 15 миллионов тонн нефти в год в течение 20 лет по специальной ветке Восточного нефтепровода и обсуждали возможность кредитования Китаем «Роснефти» и «Транснефти» на сумму $25 миллиардов, сообщает Reuters.
Переговоры должны были завершиться до конца ноября, однако стороны продолжают консультации о параметрах кредита. Ранее сообщалось, что переговоры осложнились тем, что китайская сторона подняла запрашиваемые процентные ставки по кредиту, требуя привязать их к ставке LIBOR, хотя первоначально речь шла о семи процентах годовых, и запросила госгарантии погашения кредита, а также гарантии поставок нефти в виде конкретных месторождений в РФ.
Железная дорога теряет грузы
Перевозки металла и строительных грузов упали на 30%
Железнодорожные перевозки в ноябре впервые с начала кризиса показали устойчивое снижение. Больше всего, как и ожидалось, упали перевозки металлургического сырья и продукции и строительных грузов. Эксперты предполагают, что темпы роста перевозок могут восстановить динамику только во втором-третьем кварталах следующего года. В целом объем перевозок грузов за ноябрь упал на 20,1%, пишет «Коммерсант».
Падение перевозок в большей степени коснулось поставок на небольшие расстояния, а экспортные поставки грузоотправители старались не снижать. В среднем падение перевозок в порты в ноябре, по данным Infranews, снизилось не больше чем на 2-3%.
В угольных компаниях отсутствие спада объясняют тем, что рост объема перевозок энергетического угля компенсировал падение коксующегося. Объемы перевозки нефти и нефтепродуктов в ноябре не сократились, поскольку, в отличие от производства стройматериалов и металлургии, производство топлива в России пока не так сильно уменьшилось. Неожиданный рост перевозок мяса (остальные основные пищевые грузы находятся в общем тренде снижения на 20-30%), объясняется предпраздничным ростом закупок переработчиками.
Самое резкое падение произошло в металлургическом секторе, причем перевозки сырья падали быстрее, чем готовой продукции. Объем погрузки металлолома снизился на 74,4%, вдвое (-50,4%) упали перевозки железной руды. Перевозки металлургической продукции также падали, но медленнее: перевозки черных металлов упали на 38,7%, цветных – на 11%, металлоконструкций – на 16,7%, метизов – на 18%. Резкое падение перевозок руды и коксующегося угля объясняется затовариванием сырьевых складов металлургических комбинатов. В опубликованном вчера отчете ВТБ говорится, что мощности российских предприятий сейчас загружены на 50%, а накопленных ими запасов сырья хватит на два-три месяца работы в нынешних условиях. Таким образом, возобновления спроса и роста объемов перевозок лома и руды можно ждать не раньше чем в феврале-марте.
«Русснефть» лишилась лицензий на три месторождения
Досрочно прекращены права «дочки» «Русснефти» на пользование тремя участками в Томской области
С 10 декабря досрочно прекращены права на пользование недрами Южно-Пудинского, Сомовского и Соболиного участков в Томской области. Причина – «нарушение существенных условий лицензии» и то, что компания в течение установленного в лицензии срока не приступила к пользованию недрами в предусмотренных объемах, сообщают «Ведомости».
Все три лицензии принадлежали «дочке» «Русснефти» «Бенодет инвестментс лтд», других лицензий у нее нет. Остаточные извлекаемые запасы нефти и газового конденсата на этих участках согласно отчетности «Русснефти» – 6,1 млн т (4,1% запасов компании). За 2007 г. предприятие добыло на них 227 485 т жидких углеводородов (1,6% добычи). Роснедра проверили выполнение лицензионных соглашений «Бенодет инвестментс» и еще четырех «дочек» «Русснефти» в конце 2007 г. и в феврале направили им уведомления о возможном отзыве.
«Акрон» и «Фосагро» начали традиционный спор о цене на апатит
Агрохимическиее холдинги снова не могут договориться о цене минеральных удобрений
В ближайшее время агрохимические холдинги «Акрон» и «Фосагро» могут вновь затеять судебные тяжбы относительно стоимости апатитового концентрата. В «Фосагро» заявляют об отказе «Акрона» исполнить предложенную им же оферту о повышении стоимости сырья в 2009 году на 25% (до 2800 руб. за тонну). В свою очередь, «Акрон» считает предложение утратившим силу и настаивает на сохранении текущей цены. По мнению экспертов, если стороны не придут к согласию, разрешить спор можно будет только в суде, отмечает РБК daily.
Долгосрочные контракты на поставки сырья сейчас стали обузой для производителей минудобрений из-за резкого сокращения объемов рынка. По словам экспертов, попытки пересмотра в нынешней ситуации долгосрочных договоров, заключенных до начала мирового кризиса, становятся массовыми. У «Акрона» есть возможность оспорить допсоглашение, доказав, что его отзыв произошел раньше, чем оно было подписано контрагентом. Но сторонам так или иначе придется прийти к компромиссу.
$100 миллионов ММК «зависли» в «КИТ-финанс»
Практика Магнитогорского меткомбината хранить лишние деньги в инвестбанках чуть не сыграла с компанией злую шутку
Магнитогорски меткомбинат до кризиса разместил около $100 миллионов на депозитах «КИТ финанс». Деньги Магнитка отложила на погашение выпуска евробондов на $300 млн, но в итоге ей пришлось искать другие средства на эти цели (погашены в октябре 2008 г.)
«КИТ финанс» в отчетах ММК по РСБУ за этот год встречается несколько раз. На конец I квартала дебиторская задолженность инвестбанка перед ММК составляла 2,78 млрд руб. Во II квартале ее уже не значится, зато «КИТ финанс» упоминается как депозитарий для акций, в которые вкладывалась Магнитка (Сбербанк, ВТБ и др.) на сумму почти 4 млрд рублей, напоминают «Ведомости».
«КИТ финанс» стал одной из первых жертв финансового кризиса. В октябре его активы упали на 14% до 115,9 млрд руб., кредитный портфель снизился на 5,6% до 67,1 млрд руб. Вклады сократились на 18% до 5 млрд руб. (в сентябре – на 30%). Но государство решило спасти банк: его покупают РЖД и «Алроса», сделка должна быть закрыта в январе.
Кризис больно ударил по ММК: сейчас комбинат работает в половину своей мощности, объявил о свертывании инвестпрограммы, а также страдает от неплатежей. Дебиторская задолженность уже составляет около $1-1,5 млрд, утверждают несколько инвестбанкиров, знакомых с руководством комбината. ММК также переносит начало освоения Приоскольского железорудного месторождения в Белгородской области. В руководстве комбината газете сообщили, что дальнейшая судьба проекта будет зависеть от рыночной конъюнктуры.
Лицензию на разработку Приоскольского месторождения Магнитка купила в конце 2006 года за 630 млн руб. Запасы богатых руд на нем – 45,2 млн тонн. Строительство Приоскольского ГОКа на месторождении ММК планировал начать в 2009 году.
Своих источников железорудного сырья у ММК нет: он закупает ее в Казахстане у ENRC по долгосрочному контракту (до 2017 г.). Приоскольский ГОК при выходе на проектную мощность в 35 млн т руды в год может закрыть 80% потребностей комбината в руде.
Инвестиции в проект оценивались в 2-2,5 млрд евро (на 80% за счет займов).
Добыча российской нефти становится нерентабельной для ТНК-BP
Стоимость транспортировки нефти может оказаться выше стоимости продукта
Компания ТНК-ВР считает необоснованными предложения о повышении тарифов на транспортировку нефти по трубопроводному и железнодорожному транспорту. Об этом заявил вчера журналистам вице-президент компании по продажам и логистике Джонатан Коллек. По его словам, тариф на транспортировку нефти не должен превышать ее стоимость. Однако уже сегодня добыча на Верхнечонском месторождении для ТНК-ВР становится нерентабельной. Нефтяные компании окажутся в трудном положении в случае роста стоимости прокачки сырья на 21%, как того просит «Транснефть», предполагает РБК daily.
В ТНК-ВР считают текущую тарифную политику для российских нефтепроизводителей необоснованной и неэффективной. При падении цены на нефть тарифы не падают, в результате стоимость транспортировки становится выше стоимости самого продукта. Тариф на транспортировку занимает от 7 до 12% стоимости нефти. При этом сейчас обсуждается предложение об увеличении тарифа на 21% по системе трубопроводов «Транснефти» и на 12% на железнодорожном транспорте.
Кроме того, из-за высоких тарифов невыгодным стала разработка Верхнечонского месторождения, откуда нефть прокачивается по участку нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан в реверсном режиме.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».