АвтоВАЗ объявил войну Daewoo
«АвтоВАЗу» мало обещаний премьера Путина о 20-миллиардной господдержке и повышения пошлин на иномарки – автопроизводитель намерен добиться от правительства ограничения импорта автомобилей своего зарубежного конкурента – корейской Daewoo, произведенных в Узбекистане. АвтоВАЗ обвиняет Узбекистан в искусственном ограничении импорта российских автомобилей, пишет газет «Коммерсантъ». По мнению аналитиков, инициатива тольяттинцев, столкнувшихся с затовариванием, связана с желанием расширить экспорт и ограничить проникновение конкурентов в Россию.
О проблемах, «препятствующих налаживанию взаимной торговли между двумя странами», президент АвтоВАЗа Борис Алешин сообщил в письме, направленном 20 марта заместителю министра экономики Андрею Клепачу. Основная заключается в том, что банки Узбекистана регулярно задерживают конвертацию местной валюты (сум) в доллары или рубли (эти задержки достигают нескольких месяцев). В результате импортер автомобилей Lada в Узбекистан не может расплатиться с АвтоВАЗом за поставленные машины, что фактически означает остановку их ввоза в страну. Борис Алешин называет задержки «торговым барьером» и просит чиновника «в максимально короткий срок» помочь решить проблему. Алешин предлагает в ответ ввести пошлины на ввоз Daewoo, а также повысить НДС, уплачиваемый с узбекских машин (сейчас налог составляет 18%). Как отмечает издание, пошлины на импорт в Россию новых иномарок недавно были повышены с 25 до 30%, но на импорт Daewoo они не распространяются, так как между Россией и Узбекистаном действует соглашение о свободной торговле. В год в Россию из Узбекистана ввозится около 100 тыс. Daewoo.
В компании «Восток Лада плюс» (импортер марки Lada в Узбекистан) сообщили, что узбекские банки отказывают в конвертации, ссылаясь на устное указание республиканского ЦБ. Эта проблема уже поднималась на заседании межправительственной комиссии России и Узбекистана в середине января.
В пресс-службе АвтоВАЗа подчеркнули, что проблема, обозначенная Алешиным, «актуальна для всех российских автопроизводителей». В ОАО «Соллерс» (экспортирует в Узбекистан модели «УАЗ») подтвердили, что импортеры УАЗа в республику сталкивались с отказом узбекских банков конвертировать валюту.
В российском офисе «УзДэуАвто» перспективу ужесточения импорта Daewoo в Россию комментировать отказались. В компании отметили лишь, что в 2008 году импорт автомобилей в Узбекистан вырос в полтора раза и «85% импорта составила продукция АвтоВАЗа». «Вряд ли это свидетельствует о применении каких-то ограничительных мер», – подчеркнули в компании.
По мнению экспертов авторынка, АвтоВАЗ сейчас столкнулся с затовариванием и в связи с этим пытается решить проблему путем проникновения на экспортные рынки или же, наоборот, перекрытия конкурентам доступа на рынок России. Впрочем, аналитики полагают, что российские власти не пойдут на поводу у АвтоВАЗА и не станут вводить пошлины «против столь крупного торгового партнера, как Узбекистан».
Справка. Марка Daewoo по итогам 2008 года она стала девятой в общем рейтинге продаж на российском рынке. Объем сбыта Daewoo в России на порядок выше, чем продажи АвтоВАЗа в Узбекистане: 95,5 тыс. машин в 2008 году против 9 тыс. машин. Однако по итогам первого квартала Daewoo заняла в рейтинге 11-е место, показав падение продаж на 51% (при падении рынка на 40%).
Тольятти, Самарская область, Ольга Панфилова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».