«Антипротестный бюджет» России вызовет десятилетие мучительной стагнации экономики – эксперты
Российский бюджет на ближайшие годы корректируется, чтобы избежать роста протестных настроений в обществе: средства на развитие изымаются в пользу социальных проектов.
Запланированные макроэкономические показатели не оставляют никаких ресурсов для роста, даже при сбалансированном бюджете, предполагает издание Slon.ru, ссылаясь на доклад UBS. Подобным путем в начале 90-х пошло японское правительство – что вызвало почти десятилетнюю стагнацию экономики.
После временного «отскока» в 2010 году экономику РФ ждет долгая и мучительная стагнация, прогнозирует UBS. Она будет продолжаться, по крайней мере, до тех пор, пока подход государства к стимулированию экономики не изменится, считают эксперты банка.
Бюджет соответствует «антикризисной стратегии» российского правительства, которая на самом деле является антипротестной. В условиях сокращающихся доходов и перспективы полного исчезновения Резервного фонда в 2010-м, а Фонда национального благосостояния – в 2012 году, власти делают все, чтобы в стране не возникло беспорядков. Социальные расходы растут (достаточно вспомнить о 45%-ном росте пенсий), все остальное – урезается.
Как считают в UBS, это – ошибочная стратегия. Никакого коллапса бюджетной системы не произойдет. Правительство подстраховывалось и в тучные годы, стараясь заложить в бюджет цены на нефть поменьше, и то же самое оно делает сейчас. В кризисные времена такая осторожность выглядит логичной: вдруг, цены, действительно, упадут? Но на самом деле это ведет к стагнации экономики. В UBS уверены, что и цены на нефть ($55 за баррель), и экономический рост в 2010 г. (1%), и размер дефицита бюджета (7,5%) предсказаны Минфином слишком пессимистично.
Судя по прогнозам Минфина, в правительстве не ожидают роста внутреннего спроса, и не собираются никак его стимулировать. Зато ожидают дальнейший отток капитала из страны (с чем аналитики UBS согласны: ведь в России сейчас нет, и не предвидится в будущем никаких перспективных инвестиционных проектов, если не считать сырьевые, куда иностранцев не слишком-то пускают). Такая же ситуация – неизменный внутренний спрос и экспорт капитала – была в Японии во времена «потерянного десятилетия».
Верная примета Японии 1990-х – «банки-зомби» (у которых вроде бы все в порядке с балансами, ликвидностью и отчетностью благодаря государственной поддержке, но которые не занимаются активным кредитованием и расширением бизнеса) – сейчас встречается и в российской банковской системе.
Еще одним ярчайшим признаком японской стагнации была дефляция. Вроде бы крайне неактуальная для России проблема, но в UBS уверены, что уже совсем скоро все изменится, и рост цен в России замедлится быстрее, чем сейчас предполагают. И это сделает Россию еще более похожей на Японию (в плохом смысле), а то и на СССР в последние годы его существования.
Ситуацию могли бы изменить госинвестиции и другие меры стимулирования экономики. Но шансы на то, что правительство займется ими в ближайшие годы, минимальны. Сложно говорить о стимуле для экономики, если в 2011 г. у нас в связи с реформой ЕСН увеличивается налоговое бремя. А выборный период 2011 – 2012 гг., несомненно, заставит правительство еще больше увеличивать социальную ориентацию бюджета в ущерб всему остальному.
В этих условиях российской экономике может не помочь даже дальнейший рост цен на нефть.
Москва, Алексей Усов
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».