Сбербанк в кризис меняет вывеску Ребрендинг за 20 миллиардов должен скрыть неэффективное управление?
Сбербанк России 14 декабря начинает ребрендинг своих отделений, который коснется смены корпоративного цвета и изменения логотипа банка. По оценкам экспертов, стоимость косметического ремонта вывесок всех 20 тыс. отделений Сбербанка обойдется ему в кругленькую сумму около 20 млрд. рублей. Наблюдатели подсчитали, что затрат на ребрендинг вчетверо больше, чем у банка прибыли, пишет издание «Свободная пресса».
Как пояснили в банке, корпоративным цветом крупнейшего банка России станет светло-зеленый, изменится и логотип банка. Но это изменение логотипа будет «несущественным, его форма останется прежней», а сам ребрендинг будет происходить постепенно, по мере возникновения необходимости ремонта в действующих отделениях. Одновременно банк начнет «менять формат отделений». Официальные комментарии по смене бренда в кредитной организации пока давать отказались.
Концепцию ребрендинга для Сбербанка разработало консалтинговое британское агентство Fitch. Для Сбербанка новый бренд обойдется в крупную сумму. По словам управляющего директора коммуникационного агентства Comunica Михаила Умарова, только на смену банковских вывесок уйдет до 10 млн. долларов. А еще будут затраты на разработку фирменного стиля и рекламную кампанию, которые тоже исчисляются миллионами долларов, а также на оформление и новую документацию.
О планах по обновлению логотипа и формата отделений президент Сбербанка Герман Греф сообщил в мае в письме сотрудникам банка. Символ главного банка страны будет доработан «на основе существующего», но станет «более динамичным и молодым», и будет символизировать стремление банка к развитию, сообщалось в обращении Грефа.
Как отмечает издание, два года назад Сбербанк уже проводил ребрендинг, но тогда его бизнес был на подъеме. А сейчас, за кризисный 2009 год, прибыль кредитного учреждения сократилась в 12 раз и составила всего чуть более 5 млрд. рублей – ее даже на сам ребрендинг может не хватить, указывает издание. В 2009 году банк потерял значительное число своих клиентов и перестал занимать половину розничного банковского рынка страны. Резонно ли в такой ситуации перекрашивать вывески, задается вопросом интернет-издание.
По словам руководителя Центра финансовых проблем Максима Тимофеева, «как правило, ребрендинг проводит эффективная компания, которая готовится к агрессивному расширению своего присутствия на рынке». «Но при этом ребрендинг должен обязательно сопровождаться изменением стратегии ведения бизнеса, целым набором новых услуг и предложений для клиентов. Иначе все деньги потраченные на ребрендинг, уйдут в пустую», – полагает эксперт.
Тимофеев подчеркнул, что для российских компаний, в которых работают государственные деньги, «есть еще одна, неформальная цель ребрендинга – он проводится для того, чтобы скрыть какие-то суммы неэффективных расходов».
«Ведь под разработку бренда можно подвести любую цифру – это процесс творческий, а значит, он не имеет твердых расценок и нормативов для расходных статей. Например, цена эскиза нового логотипа в зависимости от классности художника может повышаться с сотен рублей до миллионов долларов. Именно поэтому такие компании, как правило, приглашают для этих целей зарубежные фирмы», – рассказал эксперт. «Так проще оперировать с денежными потоками «за услуги», потому что они будут проходить через оффшоры – за пределами страны. И отечественным регуляторам до них не дотянуться», – пояснил Тимофеев.
Москва, Ольга Панфилова
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».