AMP18+

Экономика

/

Граждане России и ЕС сокращают расходы и увеличивают сбережения

Жители России и Евросоюза намерены больше копить и меньше тратить, предпочитая более дешевые товары, скидки, покупки через Интернет и даже секонд-хенд. Эти изменения являются долгосрочными, и они повлияют на сферу торговли и, возможно, экономику в целом.

Такие выводы о настроениях покупателей в 12 европейских странах опубликовало вчера подразделение французского банка BNP Paribas, пишет «Независимая газета».

«Ожидаемые всеми подъем и восстановление придут совсем нескоро. Если в 2009 году намерения делать покупки были относительно стабильны, то в 2010-м они будут снижаться. Неуверенность – ключевое слово 2010 года: неуверенность в работе, неопределенность в отношении налогов. Пришло время рационализации мира потребления» – таков один из основных выводов, к которому пришли аналитики Cetelem. Настроения домохозяйств относительно текущего года остаются пессимистичными практически во всех исследуемых странах. Так, оценка всеми европейцами общей – в том числе и экономической – ситуации в их странах в настоящее время и на ближайшее будущее остается крайне низкой: примерно 4 балла из 10 возможных.

И лишь Россия, отмечают исследователи, уже третий год подряд остается на первом месте по оптимистическим настроениям: 2008 и 2009 годы россияне оценили в 5 баллов из 10, ожидания же на 2010 год составили 5,6 балла. Как поясняет управляющий директор российского подразделения Cetelem Филипп Безье, оптимизм россиян объясняется политической стабильностью в стране и тем, что в России, несмотря на кризис, правительство не было вынуждено идти на непопулярные меры, как это было в ряде других стран. Например, говорит Безье, «в Венгрии, где настроения находятся на самом низком уровне, для покрытия дефицита бюджета правительство планирует замораживать пенсии, ликвидировать многие социальные выплаты».

И в Европе в целом, и в России в частности среди потребителей пока преобладает устойчивое намерение увеличивать свои накопления.

Российские социологи в целом подтверждают такие тенденции. Так, директор по исследованиям Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Диляра Ибрагимова отмечает, что на потребительские ожидания влияют три фактора – занятость, доходы и цены. С одной стороны, в России не было масштабного роста явной безработицы (она ушла в скрытые формы), с другой стороны, как показала статистика, обвального сокращения доходов, несмотря на кризис, тоже не произошло. Но, говорит Ибрагимова, до сих пор среди россиян высоки инфляционные ожидания. И, возможно, именно это и подталкивает их сегодня к намерению сберегать, а не тратить.

Исследование также показало: около 64% респондентов в среднем по 12 странам заявили, что текущий кризис существенно изменит в ближайшее время и надолго их манеру потребления. В России такой ответ дали около 72% респондентов. К таким изменениям относятся, в частности, предпочтения скидок, покупок через Интернет и даже в секонд-хендах более дешевых товаров (книг, одежды, автомобилей и т.п.), бывших в употреблении. Так, согласно исследованию, в Европе отмечается активизация покупок и продаж поддержанных товаров – около 40% европейцев покупали и сами продавали б/у продукцию. Россия же пока не так активна в данном типе продаж и покупок – пока лишь 20% респондентов проявили интерес к такому типу покупок и имеют уже соответствующий опыт. «Эра ненасытного, одноразового потребления, похоже, подошла к концу», – резюмируют исследователи. В итоге они полагают, что «крупные торговые сети – модель, которая должна быть пересмотрена», что новый тип потребителя требует новый тип дистрибьюторов, например. Этот процесс предполагает очищение магазинов от всего лишнего, от всего увеличивающего цену продукции.

Москва, Дарья Неклюдова

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Экономика,