AMP18+

Экономика

/

Экономике не нужны «вечные вещи» «Одноразовые» автомобили и телефоны – новая концепция общества потребления

Современное производство ставит на поток выпуск вещей, которые, зачастую, ломаются сразу после истечения гарантийного срока и их приходится заменять аналогичными новыми. В чем заключается парадокс современной экономики и почему новые утюги и телефоны не служат также, как в старые добрые времена? Ответ на этот вопрос попытался найти обозреватель «Известий».

Автор пишет о революционной концепции производства в современном мире, согласно которой мобильные телефоны, автомобили, стиральные машины и прочая техника должны ломаться в строго определенный срок. Делается это с той целью, чтобы потребитель был вынужден приобретать новые вещи. «Существует целая научная отрасль, задача которой – ломать вещи. Называется это «планируемым старением». Задача этой науки – выудить из наших карманов как можно больше денег», – отмечает он.

При этом, индустрия производства не дремлет – инженеры разрабатывают все новые и новые усовершенствованные модели – телефоны и операционные системы с большим количеством функций, внедряют разнообразные инновации. Далее к делу подключается реклама, сообщающая потребителю, что автомобиль нового поколения существенно выигрывает, по сравнению с предыдущей моделью. Для того, чтобы покупатель проникся идеей, и существует «планируемое старение» – абсолютно эффективный механизм регулирования потребительской активности, применямый сегодня абсолютно во всех отраслях.

«Чтобы люди покупали новую машину каждые пять лет, она ни в коем случае не должна служить десять. На практике достаточно, чтобы стоимость владения машиной (замена масла, текущий ремонт запчастей, страховка) резко выросла как раз лет через пять», – иллюстрирует свои доводы автор.

Технология преждевременного старения продумана до мелочей. Так, этот процесс является следствием технических усовершенствований. Например, чтобы срок службы лампы накаливания сократился – нить сделали тоньше, а лампы перегорают через три года, тогда как до этого могли служить и десять лет. Подобные вещи пришли в Россию не с появлением в нашей стране развитого капитализма, автор ссылается на то, что «решение о лампочках» принимал Совет Министров СССР. За счет этого уменьшился расход вольфрама.

«Как раз последние 10-15 лет мировые производители стали прописывать срок службы вещи еще в концепции товара. Зачем? Первая цель – большая часть прибыли делается на обслуживании. Поэтому ремонтировать выгоднее, чем продавать дороже.

Вторая – сокращение производственных издержек. Можно за $20 взять подшипник, который прослужит 100 лет. А можно за $3, но и прослужит он три года. Так производитель сокращает затраты в семь раз и может заработать на послегарантийном ремонте.

На самом деле, такое поведение компаний зависит и от самих потребителей. Сейчас мы все выбираем дешевизну. Раньше я покупал дорогой импортный автомобиль и не знал, сломается он или нет. Теперь я езжу на простой и дешевой машине, и она точно три года проходит без ремонта. А потом я куплю себе новую», – так рассказал о сути преждевременного строения изданию главный бизнес-консультант компании Parametric Technology Григорий Чернобыль.

Общество любит высокотехнологичные новинки, поэтому новая вещь с существенным расширением функций воспринимается как положительное явление. Но, при этом не следует забывать, что новый прибор отслужит свой срок также быстро, как и его предшественник. Производитель, разумеется, предложит замену с еще большим количеством возможностей. И далее – замкнутый круг.

Подобный подход применим не только в технике. В США сейчас делают даже «одноразовые дома», рассчитанные на срок службы в 30 лет – столько, сколько в нем живет одна семья. Затем нужно строить новое жилье.

Разумеется, исключением из правила пока стала сложная техника, например, самолеты. Пока они могут круглосуточно находится в воздухе 20 лет. И при этом они надежны.

Обозреватель не ставит себе задачи напугать российского потребителя. Чтобы не попасть, как говориться, впросак, он советует тщательно изучать гарантийные документы и выбирать покупку, которая согласно им будет служить продолжительное время. Ну а что произойдет с техникой по истечении гарантийного срока не знает никто.

Справедливости ради стоит отметить, что именно постоянное потребление поддерживало рост экономики на протяжении всех последних лет. То есть, если бы люди не покупали новые машины, то производство автомобилей упало бы ровно на столько в процентном отношении, насколько бы дольше служили авто «старого образца». Рост экономики позволяет создать большее количество рабочих мест и это – другая сторона медали.

Примерно об этом говорит эксперт член индексного комитета ММВБ Сергей Суверов. «Чем больше служит товар, тем важнее для него надежность. За надежность и качество сталинских квартир люди готовы серьезно переплачивать. А вот автомобили, телефоны и прочие потребительские товары совершенствуются слишком быстро, и держать их у себя много лет не имеет смысла. Зачем делать очень прочную, но дорогую одежду, если многие и так меняют гардероб по нескольку раз в год?», – отмечает специалист.

Москва, Владимир Семенов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Экономика,