AMP18+

Экономика

/

Дешевая нефть поднимет доллар до 40 рублей Спасая бюджет, правительство готовит финансовую пирамиду по образцу 1992-98 годов

Правительство РФ, закладывая бюджет 2011 года из цены в $75 за баррель нефти, проявило избыточный оптимизм, заявил председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Более адекватным прогнозом по цене нефти были бы $60 за баррель, что вынудит власти снизить курс рубля. Минфин уже создает законодательную базу для новых займов на покрытие бюджетного дефицита, готовясь к выпуску государственных краткосрочных облигаций. Выпуск облигаций по схеме «государственной финансовой пирамиды» с 1992 года привел к дефолту 1998, предупреждабют экономисты.

Цена на нефть в течение 2011 года претерпит новое снижение и будет колебаться в районе 60 долларов за баррель – вместо запланированных в бюджете 75 долларов за баррель, сообщил экс-министр топлива и энергетики, ныне председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Ссылаясь на прогноз независимого Института энергетической стратегии, Шафраник сказал, что экспертам «удалось сформулировать методику расчета и оценки влияния целого ряда факторов на мировую цену нефти, и в течение уже почти трех лет получается с довольно высокой степенью точности предсказывать уровень цен». При этом в правительственном прогнозе социально-экономического развития России указаны излишне оптимистичные цифры: в 2011 году, согласно правительственному прогнозу, цена на нефть составит 75 долл. за баррель, а в 2012-2013 годах – 78-79 долл. за баррель, пишет «Независимая газета».

Причина падения мировых цен на нефть – неустойчивость мировой экономики, высокая вероятность второй волны кризиса. Конкретную дату резкого изменения мировой конъюнктуры и падения цены на нефть Шафраник не уточнил, однако уверил, что экономическая ситуация ухудшится абсолютно точно в 2011 году. «В конце или в начале 2011 года будет спад – этого сейчас никто не может сказать, но спад будет, это очевидно», – сообщил Шафраник. При этом, по его словам, рассчитывать на поддержание экономического баланса в мире за счет крупнейших потребителей энергоресурсов не приходится: США заметно ослабевают, а Китаю пока далеко до уровня Штатов.

При снижении нефтяных цен российский бюджет может потерять около 15% доходов, считают экономисты: за время кризиса страна так и не избавилась от нефтяной зависимости. По мнению главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, в 2011 году бездефицитный бюджет возможен только при 120 долларах за баррель. Для сравнения – до 2007 года бюджет был сбалансирован при 20-30 долларах за баррель. Фактически за три года Россия многократно увеличила свою зависимость от нефтяных цен.

Снижение годовой цены на нефть на 15 долларов за баррель приведет к годовым потерям российского бюджета примерно в 30 млрд. долларов, или около 2% ВВП.

В стране, не преодолевшей свою зависимость от нефтяной иглы, удешевление энергоресурсов повлечет за собой неизбежное затухание экономической активности. Эксперты напоминают, что следующий год – это год выборов в Госдуму и последний год перед выборами президента РФ. Поэтому правительство вряд ли откажется от взятых на себя социальных обязательств. Однако эти обязательства оно уже не в состоянии профинансировать. В итоге у России останется один выход – новые займы на внешних и внутренних рынках, что еще больше снизит экономическую устойчивость государства.

Сейчас зарубежный долг корпораций и банков превышает 440 миллиардов долларов – пять долгов Советского Союза и почти равен международным резервам страны. На трех крупнейших заемщиков – «Роснефть», «Газпром» и группу ВТБ – приходится около 22% долгов. Российские госкорпорации по объему своих долгов иностранцам уже превысили пороговые значения экономической безопасности, разработанные международным Маастрихтским соглашением. А ведь помимо иностранных долгов госкорпорации имеют крупные долги и перед российскими банками.

Ведущий научный сотрудник института экономики РАН Александр Потемкин в комментариях «Российской газете» отмечает, что нужно учитывать и рост всего совокупного национального долга (СНД) России, главной составляющей которого является внешний корпоративный долг. В 2010 году СНД приблизится к 134% ВВП, что будет заметно выше всех финансовых резервов государства. Одновременно в последние два года из-за необходимости финансировать расходы федерального бюджета стремительно рос внутренний госдолг. Что ставит под угрозу банкротства Сбербанк, Внешторгбанк и ВЭБ, которые являются держателями более 80% государственных облигаций.

В этих условиях, отмечает «Свободная пресса», Минфин создает законодательную базу для новых займов на покрытие бюджетного дефицита. Он подготовил поправки для облигаций федеральных займов, которые позволяют выпускать краткосрочные бескупонные облигации. Проект постановления правительства опубликован на сайте ведомства. В Минфине не исключили, что уже в 2010 году появятся государственные краткосрочные бескупонные облигации – печально известные как ГКО.

В начале 1990-х годов для пополнения бюджета Минфин использовал именно ГКО, выпускавшиеся под гарантию Центробанка – они стали первыми государственными ценными бумагами. При этом выплаты по предыдущим выпускам ГКО финансировались за счет последующих, которые резко росли в объемах. То есть, ГКО строились по принципу финансовой пирамиды.

По данным Минфина, долг по ГКО на начало 1994 года составлял всего 0,2 млрд рублей, но в 1998 году он вырос до 273 млрд рублей. При этом доходности последних займов выросли до рекордных величин – превысили 120%, и погашать их за счет новых выпусков уже не было возможности. В итоге, в августе 1998 года правительство России было вынуждено объявить дефолт по ГКО, которые потом были переоформлены в другие гособлигации. После этого Минфин уже не выпускал подобные бумаги, но окончательно расплатиться с долгом по ГКО правительству удалось лишь в августе 2004 года. Замминистра финансов Дмитрий Панкин отметил, что его ведомство не опасается повторения финансового сценария 90-х: «Виноват не молоток, а как им пользуются».

«Похоже, обсуждение проблем откладывается на послевыборный период, а до этого власти будут уповать на «авось» и на рост нефтяных цен», – отмечал ранее в своем блоге известный российский экономист, работавший в 1990-х годах заместителем министра финансов и первым зампредом ЦБ РФ, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко. По его оценке, «бюджет-2011 носит откровенно военно-полицейский характер: ощутимо растут только расходы на оборону и на безопасность и правоохранительную деятельность».

Оценивая только лишь запланированный ранее бюджет 2011, без учета возможного падения цен на нефть, экономист отмечал, что «бюджет-2011 носит откровенно военно-полицейский характер: ощутимо растут только расходы на оборону и на безопасность и правоохранительную деятельность». В результате, писал экс-замглавы Минфина, качество бюджетных услуг будет падать. По многим статьям расходы в 2011 году растут медленнее, чем инфляция, а если вычесть прирост расходов на зарплату, то средств на текущее содержание будет меньше, чем в этом году. На практике это будет означать отсутствие бумаги в налоговой инспекции, лекарств в больницах, средств на закупку учебников в школах. В 2012-2013 гг. ситуация может оказаться еще хуже: по многим разделам роста расходов не предусмотрено даже в номинальном выражении, что означает быстрое сокращение средств у бюджетных учреждений в реальном выражении. Кроме того, ожидается замораживание зарплат в 2012-2013 годах.

Ссылка по теме:

Эксперт: Проект бюджета России на 2011 год не обещает легкой жизни / Властям остается надеяться на высокие цены на нефть >>>

Москва, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,