AMP18+

Экономика

/

Туркменистан отказался от газового нейтралитета

Официальный Ашхабад ищет в Европе партнеров для транскаспийского газового проекта. Президент Гурбангулы Бердымухамедов объявил, что согласие всех заинтересованных стран на строительство труб не требуется. И провел переговоры с главой французской нефтегазовой корпорации Total Кристофом де Маржери. Тем самым, пишет «Время Новостей», Ашхабад отказался от политики газового нейтралитета. Которая, впрочем, была обусловлена лишь «естественнной» географической и политической изоляцией ресурсов страны от конечного потребителя.

Организаторами переговоров Кристофа де Маржери и Бердымухамедова выступила группа Bouygues, крупнейший иностранный застройщик в Туркменистане, совладельцы и руководители которой принимали участие во встрече.

Транскаспийский газопровод между Туркменистаном и Азербайджаном является одним из самых критических участков концепции «Южного газового коридора», активно продвигаемой Брюсселем и политически поддерживаемой Вашингтоном, по поставкам в Европу каспийского сырья в обход России. Все ключевые проекы этого пути не имеют гарантий загрузки и претендуют лишь на 8-10 млрд кубометров газа, которые собираются добывать и экспортировать Азербайджан в рамках второй фазы освоения «Шах-Дениза». У Баку есть также свой проект AGRI по транспортировке газа в сжиженном или сжатом виде из грузинского порта через Черное море в Румынию.

В качестве ресурсной базы для транстурецких проектов в Европу называют Ирак и Египет. Но главные надежды связывают именно с туркменским газом, который пока заперт из-за отсутствия согласия на Каспии и необходимой инфраструктуры в направлении ЕС. В последних планах Еврокомиссии по развитию газотранспортной инфраструктуры говорится, что стратегической целью «Южного коридора» является обеспечение транспортировки к 2020 году 45-90 млрд кубометров газа с Каспия и Ближнего Востока. Это позволит, по мнению Брюсселя, удовлетворить растущие нужды в импортном газе и одновременно снизить зависимость стран Центральной и Восточной Европы от России.

Total не имеет интереса в этих проектах в отличие от австрийской OMV и германской RWE, которые даже создавали СП для предпроектных изысканий по Транскаспию. Переговоры о присоединении к Nabucco ведет другая французская компания – GDF Suez. Но пока безрезультатно. В IGTI переговорами с поставщиками занимается итальянская Edison, а в TAP миноритарием стал один из крупнейших торговцев газом в Европе –– E.ON Ruhrgas. Очевидно, что именно эти компании жизненно заинтересованы в прокладке трубы по дну Каспия, но переговоры с ними впереди. Глава же Total просто оказался первым нефтегазовым топ-менеджером, навестившим Ашхабад после бакинского саммита Прикаспийских государств.

На этом саммите Бердымухамедов озвучил тезис: согласие всех стран на строительство труб не требуется. До этого времени Ашхабад избегал острых заявлений на этот счет, гордился собственной политикой нейтралитета и всегда озвучивал принцип продажи газа на границе, подчеркивая, что дальнейшая транспортировка –– это забота покупателя. Но ситуация, видимо, изменилась: проблемы с экспортом газа в Россию и нереализованные ожидания от поставок в Китай по новому маршруту стимулируют Туркмению на более активные действия.

Ашхабад, Алексей Усов

© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Юг России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,