AMP18+

Экономика

/

Сечин похоронил планы на South Stream «Газпром» угрожает неуступчивым туркам перейти на сжиженный газ

Вице-премьер РФ Игорь Сечин после почти пятичасовых переговоров президента Медведева с премьером Турции Эрдоганом объявил о том, что Россия готова отказаться от амбициозного проекта South Stream – в пользу транспортировки в Европу сжиженного природного газа. Поводом для заявления стало неожиданно проявившееся на дипломатическом уровне непревзойденная способность турков торговаться: до сих пор «Газпром» не получил разрешения на прокладку трубы в экономической зоне Турции.

Судьба «Южного потока» была одним из главных вопросов на вчерашних переговорах в Кремле с участием президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. По итогам переговоров вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий энергетику, объявил, что Москва теперь изучает варианты удешевления проекта, в том числе альтернативную возможность транспортировки своего газа в Европу не по трубопроводу, а в виде сжиженного природного газа (СПГ): «В настоящий момент «Газпром» и правительство изучают различные варианты минимизации издержек при реализации проекта South Stream. Вариант со строительством завода по сжижению газа на Черном море может стать дополнением или одной из альтернатив трубопроводному варианту», – цитирует Сечина «Коммерсант».

Таким образом, Москва впервые признала, что вариант со строительством завода по производству СПГ на берегу Черного моря, может стать не дополнением, а альтернативой прокладке подводной трубы и привести к отказу от South Stream в его первоначальном варианте. «Завод по СПГ является гармоничной составной частью проекта South Stream. Но в случае если мы столкнемся с непреодолимыми препятствиями при реализации проекта, эта составная часть может стать и полной альтернативной трубопроводному варианту», – уточнил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Напомним, информация о возможном строительстве СПГ прозвучала за месяц до официальной презентации «Южного потока» в Брюсселе с участием членов Еврокомиссии. Кроме того, на энергетическом саммите Евросоюза 4 февраля была поддержана инициатива масштабного расширения сети терминалов по получению сжиженного газа в Европе.

«Надо просчитать стоимость транспорта из этого региона на европейский рынок и на другие мировые рынки. Мы понимаем, что строительство заводов по сжижению раскрывает нам больше возможностей по диверсификации рынков сбыта. Но параллельно нам нужно поговорить с нашими коллегами в Европе и о том, чтобы совместно с ними поработать над проектами строительства сооружений по приему сжиженного газа и по строительству сооружений по его разжижению и направлению в газотранспортную систему европейских партнеров», – заявлял ранее премьер Владимир Путин

Проблемы с Турцией назревали в виде дипломатическо-бюрократических проволочек довольно давно. О том, что маршрут подводной части South Stream пройдет именно через турецкую территорию, Владимир Путин договорился с Реджепом Эрдоганом в Анкаре еще в августе 2009 года. Тогда турки обещали выдать разрешение довольно оперативно. В обмен Москва согласилась на строительство выгодного для Турции нефтепровода Самсун-Джейхан в ущерб собственному проекту Бургас-Александруполис, пошла навстречу в вопросах строительства первой в Турции АЭС, которую будет возводить «Росатом» на весьма выгодных для турецкой стороны условиях.

Однако окончательного разрешения Анкара так и не дала, хотя обязалась это сделать еще к 10 декабря прошлого года. Вместо этого «Газпром» в феврале получил разрешение на проведение «геологических и сейсмических изысканий». Окончательное же разрешение турки обещали дать 1 ноября. Причиной задержек объявлено, что «Газпром» не предоставил необходимого количества документов для этого проекта. Однако эти документы можно было собрать только в результате изыскательских работ, на которые разрешение было получено буквально только что. В результате переговоры Медведева с Эрдоганом в Кремле превратились в 5 часов отчаянного торга, по итогам которого стороны подписали лишь два незначительных документа: протокол о деятельности российско-турецкого форума общественности и соглашение о сотрудничестве между ВГТРК и корпорацией «Турецкое радио и телевидение».

Эксперты полагают, что высказанные Москвой угрозы отказа от South Stream – попытка давления на турецкую сторону. А идеи о замене «трубы» строительством заводов по СПГ – «блеф, предназначенный для турецких ушей». Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что пустить газовозы по перегруженному Босфорскому проливу не самая лучшая идея. К тому же через Босфор не пройдут крупнейшие танкеры классов Q-Flex и Q-Max, транспортировка СПГ на которых обходится дешевле всего.

«Отказаться от South Stream в том или ином виде Россия не сможет, поскольку это будет слишком большим ударом по образу премьера и всем тем соглашениям, которые поназаключали со странами Восточной Европы. Турки, скорее всего, будут и дальше выбивать из Москвы уступки, снижая для себя цену на газ и уровень take-or-pay», – приводит «Ъ» мнение партнера RusEnergy Михаила Крутихина.

Москва-Анкара, Алексей Усов

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Юг России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,