Стоимость международных спортивных состязаний в РФ превысила 2 триллиона Глава правительства не смог подсчитать имиджевые расходы
Премьер Путин во время краткого визита в Словакию успешно попытался убедить Международную федерацию хоккея отдать России право провести ЧМ-2016. Стоимость организации чемпионата – около 10 млн. евро. Общая цена имиджевых мероприятий, запланированных правительством на ближайшие годы – от сочинской Олимпиады до саммита АТЭС во Владивостоке составит от 2 триллионов рублей, причем в Белом доме затрудняются назвать окончательную цифру. «Это инвестиции в человека, среду его обитания – и на это денег не жалко», – заверил премьер, но так и не смог прямо ответить на вопрос журналистов об ожидаемых расходах.
Премьер Владимир Путин не смог на пресс-конференции в Братиславе ответить на прямые вопросы журналистов: сколько будет стоить России проведение всевозможных спортивных, политических и научных международных шоу, обязательства по которым взяло на себя правительство на ближайшие годы. «Я сейчас не буду этого делать, потому что я могу просто ошибиться. Но у нас все цифры-то опубликованы. И средства, которые мы тратим на подготовку к Олимпиаде, все изложены. Я просто боюсь сейчас ошибиться в цифрах, потом будут сверять и сличать, искать ошибки», – заявил Путин. При этом премьер рекомендовал журналистам поискать данные в Интернете, предупредив, что цифры там могут быть не окончательные. Они «иногда корректируются», цитирует премьера «Независимая газета».
Вопрос журналистов был связан с тем, что в столице Словакии премьер попытался убедить Международную федерацию хоккея провести в РФ ЧМ-2016. Ориентировочная стоимость проекта для принимающей страны – 10 миллионов евро. И убедил. Теперь, помимо хоккейного мирового первенства в стране пройдут саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, Универсиада-2013 в Казани, в Сочи – Олимпиада-2014 и в 2015 году этап «Формулы-1», ЧМ-2018 по футболу.
Не так давно правительство объявляло, что совокупные расходы на три проекта из списка – АТЭС, Универсиаду и Олимпиаду составят около 700 миллиардов рублей, или почти 23 миллиарда долларов. Однако год назад Минфин сообщил, что расходы только на сочинские соревнования составят 524 миллиарда рублей. Минэкономразвития оказалось еще более пессимистично в подсчетах назвав сумму в 1,054 триллиона рублей, которые будут потрачены только на Сочи-2014
Превращение Владивостока в центр международного сотрудничества в АТР, в рамках проведения саммита АТЭС-2012, обойдется казне в 235,5 миллиарда рублей, плюс 318 миллиардов. – затраты частных инвесторов, среди которых значатся многочисленные госкомпании. Цена ЧМ-2018 по футболу определена в 300 млрд. руб., хотя эксперты убеждены, что расходы могут быть раз в пять выше. Бюджет Универсиады-2013 в Казани составит около 24 млрд. руб. Стоимость строительства трассы для «Формулы-1» вице-премьер Дмитрий Козак оценил в 160-200 миллионов долларов, или в 5 млрд. рублей. Итоговая сумма превышает 2 триллиона, причем эксперты утверждают, что оценка сильно занижена – она не учитывает строительство инфраструктуры, включая скоростные железнодорожные трассы, мосты через проливы, автодороги.
Например, по подсчетам Минфина и РЖД, только строительство запланированных к футбольному ЧМ-2018 скоростных железнодорожных магистралей обойдется бюджету более, чем в 5 триллионов рублей. Авторы концепции исходили из того, что железнодорожным транспортом нужно будет перевезти 500 тысяч человек. Проект концепции сверстан, исходя из того, что львиную долю средств выделит государство.
Для сравнения: расходы на проведение прошлогоднего футбольного первенства в ЮАР составили менее четырех миллиардов долларов, отмечает «Коммерсант».
Ближайший по времени из статусных проектов – саммит АТЭС во Владивостоке, уже давно стал не только источником прибыли. но и головной болью для чиновников различных уровней и подрядчиков. Один из наиболее значительных объектов будущего саммита – мост через бухту Золотой рог не только до сих пор не построен, но и успел обзавестись миллиардными исками и долгами. В частности, на днях стало известно, что один из субподрядчиков, ОАО «Дальмостострой» через суд потребовал у генподрядчика строительства (ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ТМК)) 793 миллиона рублей долга за выполненные в 2008-2011 годах работы. Свыше 85 миллионов истец требует уплатить в качестве процентов за пользование задержанными средствами. Как отмечают СМИ владивостока, ЗАО ТМК, в адрес которой подан иск, была организована совсем незадолго до проведения саммита, но, тем не менее, именно она стала единственным участником тендера по выбору подрядчика на строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог. Ей достались и другие инфраструктурные объекты: строительство автомобильной дороги поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – бухта Патрокл, а также реконструкция дорожного полотна на трассе М-60. Из-за задержки выплаты средств строителям, объекты саммита могут быть арестованы за долги задолго до самой встречи на высшем уровне.
Интересные данные также вскрылись на днях по сочинскому строительству. В постановлении правительства РФ N 991 и распоряжении правительства РФ N 613 внезапно обнаружились две автотрассы-дублеры существующих стоимостью свыше 300 млрд рублей: клон дороги Адлер – Красная Поляна и дублей Курортного проспекта. В изначальном постановлении правительства РФ от 8 июня 2006 года N 357, которое описывает подготовку к сочинской Олимпиаде и оценивает смету в 314 млрд рублей, никаких упоминаний о намерении строить скоростные автомобильные дороги-дублеры нет. И никаких денег на это строительство официально не выделялось, отметили в журнале «Огонек».
Трасса, которую уже прозвали «дублер для Путина», строится параллельно существующей автомобильной дороге Адлер – Красная Поляна, по другому борту долины. Стоимость этого дублера вместе с маскирующей его железной дорогой – около 200 млрд рублей. Стоимость дублера Курортного проспекта, по данным ФГУ «Дороги Юга России», примерно 100 млрд рублей. На 16 километрах дороги будет построено 9 тоннелей и 13 эстакад, и все это за счет федерального бюджета. Стоимость строительства в 16 раз превышает годовой бюджет города Сочи – то есть всех поселений в курортной зоне.
Для сравнения, на транспортное обслуживание всех зрителей снежных и горноледовых соревнований на Олимпиаде в Ванкувере осуществлялось по одной-единственной автомобильной дороге – шоссе N 99, от которой к спортивным стадионам вело четыре ответвления. Железная дорога между Ванкувером и Уистлером тоже есть, но организаторы ее для Олимпиады не использовали – она оказалась просто не нужна, поскольку всех зрителей всех снежных соревнований доставляли по двум полосам автомобильной дороги N 99. Никаких автомобильных дорог – дублеров для проведения Олимпиады канадцы тоже не строили – отремонтировали и расширили до четырех полос старую, подсчитав средне количество зрителей для 61 одного мероприятия в 17 дней. Для того, чтобы ежедневно доставлять зрителей в Сочи, утверждает журнал, достаточно существующей прибрежной транспортной сети: однопутная железная дорога при использовании 20-вагонных составов обладает провозной способностью 30 тысяч человек в час; четырехполосная автомобильная (по две полосы в каждом направлении) при использовании 50-местных автобусов – 17 тысяч человек в час по двум полосам, а при использовании автобусов с трехсекционными салонами – 32 тысячи человек в час по двум полосам. Для такой транспортной системы ожидаемые 58 тысяч туристов проблемы не представляют.
Из всего этого со всей очевидностью следует: автомобильная дорога-дублер, строящаяся по другому борту долины параллельно уже существующей автодороге Адлер – Красная Поляна, вообще никакого – ни хозяйственного, ни олимпийского – оправдания не имеет. Резон, правда, возникает, если предположить, что это персональная автомобильная дорога – для удобства быстрого и беспрепятственного проезда узкого круга лиц из аэропорта на дачу. Зато стоимость этой вип-трассы составляет до трети общих расходов на Олимпиаду.
Москва, Алексей Усов
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».