Минфин ликвидирует бедность, снизив нормы потребления Чем больше семья, тем «более богатыми» будут считаться ее члены
Минфин предложил правительству эффективно-иезуитский способ снизить уровень бедности и количество получателей социальной помощи в РФ. Для этого предлагается пересчитать прожиточный минимум с учетом эффекта экономии от общесемейного потребления: бытовую технику или, скажем, мыло покупает не каждый член семьи в личное пользование, эти товары приобретаются на всех. Соответственно, эти покупки не входят в персональный прожиточный минимум, снижая расчетный порог уровня бедности и расходы государства на его обеспечение. Новый механизм подсчета бедных может уменьшить их численность примерно на 15%. Кроме того, это снизит социальные расходы в целом: к величине прожиточного минимума сейчас привязаны минимальный размер оплаты труда, пенсии, стипендии и различные пособия.
Предложения министерства сформулированы по поручению вице-премьера Владислава Суркова и изложены в письме замглавы ведомства Татьяны Нестеренко в правительство, сообщает «Финмаркет».
«Действующие в настоящее время механизмы реализации социальной политики в РФ определяют прожиточный минимум как один из значимых экономических показателей, влияющих на объем расходных обязательств бюджетов всех уровней, имея в виду применение прожиточного минимума для определения нуждаемости населения в государственной социальной помощи. По мнению же Минфина, одной из основных задач оказания социальной помощи должна быть ликвидация бедности», – говорится в письме.
Бедность предлагается ликвидировать радикально – снизив прожиточный минимум, и, тем самым, переведя «на бумаге» значительное число населения в категорию «среднеобеспеченных».
Для определения границ бедности применяются несколько методов, в основном – статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины). В России прожиточный минимум рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета, говорится в письме. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума, сообщает «Интерфакс».
В рамках этого подхода будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для «физиологического выживания человека». Социальный уровень бедности, по мнению Минфина, следует устанавливать исходя из концепции «абсолютной бедности». Она выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище. Эксперты, на которых ссылается министерство, считают, что социальный уровень бедности может быть «значительно ниже» нынешнего российского прожиточного минимума – в частности, благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления.
Например, холодильником или телевизором пользуется каждый член семьи, следовательно, включать в потребительскую корзину каждому из членов семьи эти предметы не нужно. То есть, чем больше семья, тем богаче будут считаться ее члены при том же уровне доходов, уточняет «Газета.Ru».
Если ввести новую методику, которую предлагает Минфин, то прожиточный минимум может «полегчать» примерно на 20%, полагает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. «Большинство параметров потребкорзины индивидуальны, например, одежда, обувь, продукты питания, но общесемейным потреблением считаются оплата коммунальных платежей и товары культурно-бытового направления – телевизор, холодильник, утюг», – говорит Поляков.
К общесемейному потреблению вполне можно отнести некоторые предметы одежды и гигиены, иронизирует партнер компании ФБК Игорь Николаев: «Семья, например, из трех человек вполне могла бы по очереди носить одну шляпу, мыться одним и тем же мылом и жарить яичницу сразу на троих, а не на одного едока. Так что механизмы экономии, на радость Минфина, имеются».
«Предлагается что? Нормативный уровень бедности пускай остается на основе абсолютного подхода по минимальной потребительской корзине, как считали, так и считаем. Предлагается посчитать так называемый социальный уровень бедности, который может быть значительно ниже действующего прожиточного минимума. Спрашивается: а зачем вам еще более низкий показатель? У нас и без того, ниже некуда. По последним данным Росстата за последний квартал 2011 года, прожиточный минимум составляет 6710 рублей для трудоспособного человека. Такое ощущение, что государство хочет сэкономить на этом. Вроде правильные слова говорятся: надо менять. Но для меня правильно менять – это использовать общепризнанные мировые практики. По методике Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, бедным считается, по одному из подходов, человек с доходом менее 60% от медианного дохода, то есть показателя уровня дохода, который «делит» население пополам. Евростат относит к бедным тех, кто имеет доход ниже 50% среднедушевого дохода по стране. Вот это относительный подход, у нас абсолютный подход: считаем потребительскую корзину и вечно спорим, насколько это оправдано», – приводит комментарий Игоря Николаева экономический портал SLON.ru.
«Фактически, Минфин, признавая, что есть проблема, ее решения не предлагает. Ведомство предлагает модифицировать подход, сделав его еще более жестким. А он у нас и так жестче некуда. Таким способом с бедностью не борются. Но от того, как посчитать, действительно многое зависит. По крайней мере, это показывает насколько откровенно государство может признать проблемы, которые есть. Такая мера не улучшит ситуацию, а может даже ее несколько обострить. Нельзя из международной концепции выдергивать «удобные» положения. Если переделывать, то полностью по общепризнанным стандартам. Повторюсь, у меня такое ощущение, что предложение внесено, чтобы сэкономить на этом деле. Ведь, как известно, у нас все привязано к прожиточному минимуму: и стипендии, и пенсии, и минимальный размер оплаты труда» – напоминает Николаев.
Стоит учитывать, что минимальный прожиточный уровень в России сейчас подразумевает физическое выживание и не позволяет оставаться на уровне расширенного потребления и воспроизводства (несмотря на официальные формулировки). А в ряде регионов даже не позволяет оплачивать коммунальные услуги – к примеру, в Сибири коммунальные платежи выше минимального прожиточного уровня. Поэтому итогом реформы может стать рост фактической бедности жителей РФ, считает партнер BDO в России Елена Хромова.
Потребкорзина, которую отслеживает Росстат для определения прожиточного минимума, далека от реальных потребностей граждан, напоминают эксперты. «Простой пример. Среднедушевое потребление мяса в прошлом году составило 61 кг, а в «корзине» указана норма в 35 кг. Понятно, что норма для бедных не может достигать черты среднедушевого потребления, но быть ниже почти в 2 раза тоже неправильно» – отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
Самый высокий уровень бедности Росстат зафиксировал в 1992 году – 33,5%, ниже 20% этот показатель опустился лишь в 2004 году, исключением стал 2005 год, когда все испортила монетизация льгот. Потом вмешался кризис. Уровень бедности вырос в 2008 г, но уже в следующем кризисном году ведомство опять зафиксировало снижение – правительство несколько раз индексировало пенсии, снизилась инфляция. Руководитель Росстата Александр Суринов говорил, что доля населения, проживающего за чертой бедности в России, по предварительной оценке за 2011 год, выросла с 12,6% до 12,8%.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18,1 млн человек с 17,9 млн человек в 2010 году. Численность бедных выросла впервые с 2008 года – тогда она увеличилась до 18,8 млн человек (уровень бедности – 13,4%) с 18,7 млн человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18,2 млн человек (13%). В ближайшие два года тех, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, по прогнозу Минэкономразвития, будет становится все больше.
Задача по преодолению бедности была названа президентом Владимиром Путиным среди приоритетных еще в 2003 году в послании Федеральному собранию. Годом позже, в марте 2004 года, она была конкретизирована: необходимо достичь снижения уровня бедности до 10-12% к 2007 году. В 2003 году в России 22,7% граждан жили за чертой бедности, в 2007 году – 13,3%. Новый механизм подсчета бедных может уменьшить их численность примерно на 15% – на 3 миллиона человек. Уменьшение прожиточного минимума на 20%, благодаря инициативам Минфина, даст в итоге «норматив» в 4967 рублей для всего населения в среднем.
В это контексте занимательна статистика по росту зарплат госслужащих за последний год. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах в первом квартале 2012 года составила 51,6 тысячи рублей, сообщил Росстат. Это на 12,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Больше всего от повышения денежного довольствия военнослужащим выиграли министерские чиновники силовых ведомств. Среднемесячная зарплата в МЧС увеличилась в 3,1 раза, достигнув 101,8 тысячи. Больше сейчас зарабатывают только в аппарате правительства, где увеличение за год тоже оказалось довольно заметным – почти на 54%.
Москва, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».