Крупные нефтегазовые проекты сталкиваются с законодательными трудностями
В последнее время эксперты все больше говорят о том, что эпоха дешевой нефти в России подходит к концу. Месторождения-гиганты – как газовые, так и нефтяные, открытые еще в советские времена, истощаются, добыча на них падает и требует все больше вложений и новых технологий, пишет РБК Daily.
Между тем, нефтяникам и газовикам, которые сейчас обеспечивают львиную долю доходов российского бюджета, нельзя останавливаться на достигнутом. И государство, заинтересованное в долгосрочных поступлениях, ставит перед ними весьма амбициозные задачи.
И если нефтяникам, по прогнозам Минэнерго, до 2020 года добычу нефти в стране надо поддерживать на стабильном уровне – более полумиллиарда тонн в год, то добычу газа предполагается к 2030 году повысить с сегодняшних 670 млрд куб.м до более чем 1 трлн куб. м.
Для выполнения этих планов сырьевикам придется запустить сразу несколько новых проектов по освоению месторождений, по своему масштабу почти не уступающих советским. За последние время было объявлено о нескольких десятках проектов, суммарные инвестиции в каждый из которых исчисляются сотнями миллиардов и даже триллионами рублей.
Крылатое выражение «нефть – наше все» давно не имеет для жителей России никакого ироничного подтекста. Страна является крупнейшей нефтедобывающей державой в мире. В год мы добываем более 0,5 млрд т нефти, из которых около половины уходит на экспорт. Ежегодные доходы от экспорта черного золота достигают 171,7 млрд долл.
При этом доказанные запасы нефти в России отнюдь не самые высокие по сравнению с другими странами. По данным исследования британской BP, Россия входит в десятку самых богатых нефтью государств: на ее долю приходится 5,3% от общих запасов. А лидером являются Венесуэла (18% от мировых запасов) и Саудовская Аравия (16,1%). Впереди нас также Иран, Ирак и ОАЭ.
Как подсчитали эксперты, при текущем уровне добычи этих запасов России хватит всего на 23,5 года. Саудовская Аравия же обеспечена на 65,2 года, Кувейт и Иран – на 97 и 95,8 года соответственно. Всего доказанных запасов нефти миру должно хватить на 54,2 года.
Ситуация с газодобычей несколько оптимистичнее. Здесь Россия также является лидером по объемам добычи (около 670 млрд куб. м в год), слегка обгоняя, а в некоторые годы уступая первенство США. Однако тут природа не обидела Россию и доказанными запасами. На нашу долю приходится около 21,4% от мирового объема газовых залежей. По этому показателю РФ – абсолютный лидер. Вслед за ней идет Иран с 15,9%, на третьем месте – Катар (владеет 12% в мировой газовой кладовой).
Таким образом, газа нам хватит на гораздо больший срок, чем нефти, – на 73,5 года. Впрочем, впереди нас Казахстан, который может добывать газ нынешними темпами почти 100 лет, и Азербайджан – 86 лет. Всего же в мире доказанных запасов газа – на 63,6 года.
На территории России находятся не только значительные запасы углеводородов, но и уникальные объекты – гигантские и супергигантские месторождения нефти и газа. Пожалуй, одним из самых знаменитых можно назвать Самотлорское месторождение, расположенное в Западной Сибири. Оно не только самое большое в России, но и входит в десятку гигантов в мире. Его запасы – 7,1 млрд т нефти.
Вслед за Самотлорским крупнейшими в России являются Ромашкинское и Приобское месторождения нефти. Однако их масштаб уже несколько скромнее, запасы каждого достигают 5 млрд т, а их места в мировом рейтинге располагаются только во втором десятке.
Поражает воображение и размер газовых месторождений в России. Из 23 гигантских месторождений мира около половины находятся в России. Среди них настоящей жемчужиной является Уренгойское месторождение (запасы газа – 10,2 трлн куб. м).
По одним данным, оно занимает вторую строчку в мире, уступая первенство только месторождению «Южный Парс» в Персидском заливе. По другим, ему принадлежит третья позиция, второе место эти рейтинги отдают открытому в 2006 году месторождению Галкынаш в Туркмении.
Почти все крупнейшие месторождения нефти и газа были открыты и освоены еще во времена СССР и находятся на территории Западной Сибири. В последнее время и эксперты, и сами компании не устают повторять о падении добычи в этом регионе, исчерпании запасов. Конечно, нефть в закромах еще осталось, однако на давно используемых месторождениях для ее получения нужно применять дополнительные технологии, осуществлять новые инвестиции.
Например, на Самотлорском когда-то нефть била фонтаном, а сегодня для добычи нефти необходимы дорогостоящие методы интенсификации. И если на пике добыча составляла 150 млн т в год, то сейчас всего около 17 млн т.
Уходит в прошлое и эпоха таких газовых месторождений-гигантов, как Уренгойское, Ямбургское, Медвежье, которые в свои лучшие годы обеспечивали добычу до 500 млрд куб. м газа. Сегодня добыча на них снижается, а к 2030 году они смогут давать не более 80 млрд куб. м в год.
Однако сокращение добычи на месторождениях-гигантах совсем не означает, что Россия будет снижать в целом показатели в отрасли. Чтобы поддерживать и наращивать добычу нефтегазового сырья стране придется начать разработку новых крупных месторождений. Начало их эксплуатации уже на подходе или начнется в ближайшие два десятилетия. Таких проектов в России оказалось немало.
Одной из основных надежд сырьевиков является континентальный шельф: во времена СССР руки до него так и не дошли, а соответственно собственных технологических наработок в этом направлении у России нет. Однако шельф неустанно манит нефтяников и газовиков. По предварительным оценкам, здесь сосредоточено до 100 млрд т условного топлива, из них больше 80% находится в Арктике.
Первый крупный проект на шельфе в Арктике может быть запущен уже в этом году. Речь идет о месторождении Приразломное в Печорском море, которым занимается Газпром. Запасы нефти на нем составляют 72 млн т, что позволяет достичь годового уровня добычи в 6,6 млн т. Для освоения месторождения была построена крупнейшая в мире ледостойкая нефтедобывающая платформа. По ряду оценок, проект обошелся компании в 4 млрд долл.
Несмотря на то, что первопроходцем на шельфе Арктики, скорее всего, станет Газпром, хозяйкой большинства крупных проектов является «Роснефть». За последние несколько месяцев компания определилась со своими планами в регионе, создав сразу три альянса по освоению новых месторождений.
Первый альянс был создан с американской ExxonMobil. Совместно компании возьмутся за три Восточно-Приновоземельских участка в Карском море. Их ресурсы составляют 4,9 млрд т нефти и 8,3 трлн куб. м газа. Также компании намерены поработать в Черном море на Туапсинском прогибе с ресурсами в 1,2 млрд т нефтяного эквивалента. Инвестиции в Карское море могут достичь 200-300 млрд долл., в Черное море – 50 млрд долл.
Вторым проектом «Роснефти» может стать сотрудничество с итальянской Eni на участках Федынский и Центрально-Баренцевый в Баренцевом море и Западно-Черноморский – в Черном. Суммарные ресурсы участков – 36 млрд барр. н.э. Инвестиции в Баренцево море будут на уровне 50-70 млрд долл., Черного – 50-55 млрд долл.
Третьим партнером «Роснефти» стала Statoil. Совместные проекты – Персеевский участок в Баренцевом море, а также «Магадан-1», Лисянский и Кашеваровский в Охотском. Прогнозные ресурсы нефти – 2 млрд т, газа -1,8 трлн куб. м. Общие инвестиции в проекты – 35-40 млрд долл.
Еще одним крупным проектом является освоение месторождений имени Требса и Титова, лицензия на которые принадлежит «Башнефти». Запасы нефти здесь достигают 200 млн т, добыча на пике – 10 млн т. Общая сумма инвестиций в разработку месторождений может составить 5,3 млрд долл.
В газовой сфере по-прежнему центром сосредоточения интересов компаний будет оставаться Ямал. По подсчетам крупнейшего производителя газа в России – Газпрома – к 2030 году добыча в регионе может достичь 310-360 млрд куб. м в год. Тут уже открыто 32 месторождения с запасами 26,5 трлн куб. м газа.
Крупнейшим из новых, еще не эксплуатируемых, месторождений Ямала можно назвать Бованенковское (запасы – 4,9 трлн куб. м). В рейтинге крупнейших газовых месторождений мира оно занимает пятую строчку. Планируется, что в год на месторождении будет добываться 115 млрд куб. м газа и объем добычи может быть увеличен до 140 млрд куб. м.
Для сравнения: сегодня ежегодная добыча Газпрома составляет около 510 млрд куб.м. Инвестиции компании в этот проект составили около 300 млрд руб. Его ввод в эксплуатацию может состояться в самое ближайшее время.
Еще одним значительным начинанием на Ямале является проект второго по величине газового производителя в России – НОВАТЭКа – под названием «Ямал-СПГ». Его реализация подразумевает освоение Южно-Тамбейского месторождения с запасами газа на уровне 1,3 трлн куб. м. Также в рамках проекта планируется создание завода по выпуску сжиженного газа. Проект может начать работать уже в 2016 году. Объем инвестиций – 18 млрд долл. (около 558 млрд руб.).
Амбициозным проектом в газовой сфере можно назвать и Штокмановское месторождение. Оно является по своим запасам – 3,8 трлн куб. м газа – крупнейшим в Европе. Однако из-за сложности его реализации и высокозатратности, а также ситуации на рынке его акционеры никак не могут договориться о структуре проекта.
В результате начало освоения месторождения откладывается не первый год. Планируется, что некоторая ясность в проект может быть внесена в конце лета 2012 года. Предполагалось, что проектная мощность месторождения может составить более 70 млрд куб. м в год – это почти половина всего экспорта Газпрома в Европу.
Несмотря на большое количество перспективных проектов по разработке крупных месторождений, работа по их освоению идет отнюдь не бурными темпами. По мнению экспертов, это вполне нормально, ведь как говорится: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Однако зачастую проекты сталкиваются не столько с технологическими трудностями, сколько с законодательными и налоговыми сложностями.
Например, акционеры перспективного Штокмановского проекта, по мнению специалистов, тормозят его освоение по причине отсутствия достаточных налоговых льгот для работы в арктических условиях.
Со сложностями в борьбе с законом столкнулись и партнеры по освоению месторождений Требса и Титова – ЛУКОЙЛ и «Башнефть». Совместной работе компании помешал порядок предоставления лицензий, в результате ЛУКОЙЛ был формально фактически отстранен от проектов, и в настоящее время по этому вопросу идут судебные разбирательства. Итогом может стать сдвиг сроков освоения месторождений.
При этом в отношении «Роснефти» вмешательство государства, наоборот, стало катализатором в процессе реализации ее проектов. Конкретные шаги в освоении Арктики компания сделала после предоставления ей беспрецедентных налоговых льгот для шельфовых проектов в России, заключает РБК Daily.
Москва, Марат Бубновский
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».