«Союзмолоко» лишает бывшие союзные предприятия права на сыр
Союзмолоко» решило зарегистрировать товарные знаки сыров «российский», «Костромской» и «пошехонский». Этим российские предприятия, входящие в «Союзмолоко», лишают возможности украинских, белорусских и прибалтийских конкурентов представлять на российском рынке эти сорта. Впрочем, как пишет РБК daily, шансы на осуществление этих планов у «Союзмолока» невелики: например, словесный элемент «Российский» является неохраняемым, отдельный производитель или ассоциация не могут «застолбить» право на его монопольное использование.
В начале августа Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») подал в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков «Российский», «Костромской» и «Пошехонский» по классу сыров. Ассоциация инициировала регистрацию этих знаков на основании концепции коллективного бренда. «Мы четко зафиксировали условия пользования этими знаками в случае получения прав: любое предприятие на территории России может их использовать, если его продукция соответствует требованиям ГОСТа. При этом оно должно быть членом ассоциации» – приводит издание комментарий председателя правления «Союзмолока» Андрея Даниленко.
По словам Даниленко – это «одна из форм защиты...потребителя»: «Сегодня сложилась абсурдная ситуация – традиционно российские продукты производят в других государствах, а затем ввозят в Россию. Сыры российский, костромской и пошехонский выпускают белорусские, украинские, прибалтийские и даже западноевропейские предприятия. Но, к примеру, сыр пармезан может изготавливаться только в Парме».
В случае регистрации прав на сырные знаки, предприятия, которые располагаются за пределами Таможенного союза, вообще не получат прав на их использование. Производители Белоруссии и Казахстана могли бы их использовать, но при «определенных условиях».
Сыры российский, костромской и пошехонский являются самыми потребляемыми в России. В стране производством сыров занимаются около 450 предприятий, и каждое из них выпускает определенные объемы продукции под этими брендами. По данным «Союзмолока», десять лет назад сыры российский, костромской и пошехонский занимали более 50% рынка, сейчас их доля снизилась до 30%. По итогам 2011 года объем потребления сыра в России составил 709 тысяч тонн.
Членами «Союзмолока» являются более 3 тысяч предприятий по производству и переработке молока России и Белоруссии, в том числе компании PepsiCo и Danone.
Юристы считают, что планы ассоциации молокопромышленников трудноосуществимы. Товарные знаки «Российский», «Костромской» и «Пошехонский», если речь идет именно о словесных обозначениях, не будут зарегистрированы, поскольку у них отсутствует различительная способность. Если знаки все же будут зарегистрированы, участники рынка, не входящие в «Союзмолоко» легко смогут защитить свои права через суд или вмешательство антимонопольных органов.
Теоретически «Союзмолоко» может попытаться зарегистрировать знак, сочетающий в себе название сыра и свое фирменное наименование, например «Российский Союзмолоко», и предложить его членам ассоциации. Другим вариантом было бы патентование самой технологии производства сыра под названием «Российский», но это еще более сложный процесс, поскольку можно столкнуться с интересами его изобретателей еще с советских времен.
Москва, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».