Год европессимизма Финансовый кризис стал всеевропейским, «успешные» страны голосуют за выход из ЕС
В 2012 году финансовое напряжение в Евросоюзе достигло критической точки: финансовый кризис, выйдя за пределы Греции, захлестнул Южную Европу и дошел до «столпа» ЕС – Германии. «Восстановление мировой экономики заглохло, финансовая система ослаблена, везде кризис доверия, политики заняты выборами» – били тревогу в МВФ еще в начале года. К концу года сомнения в жизнеспособности «объединенной Европы» как квазигосударства стали одолевать не только экономистов, но и простых жителей «успешных» стран. В Великобритании более 50% граждан хотят, чтобы их страна вышла из ЕС. Похожие результаты дали опросы населения одного из главных кредиторов ЕС – Финляндии. Даже в прибалтийских странах число «европессимистов» превысило 70%.
Еще в начале года в МВФ заявляли, что финансовая ситуация в ЕС «хуже, чем в 2008 году». За год Европе не удалось победить кризис, риски временно купированы и отложены на будущее, приводит газета «Ведомости» мнение генсека Организации экономического сотрудничества и развития Анхеля Гурриа.
Европейский центробанк не вмешивался в ситуацию до сентября. Кризис суверенных долгов спровоцировали правительства, им и отвечать по долгам – объяснял президент ЕЦБ Марио Драги. Но когда кризис достиг апогея, ЕЦБ взял на себя ответственность за судьбу еврозоны и гарантировал выкуп суверенных облигаций в неограниченном количестве. У Европы есть два пути – вернуться в прошлое или создать новую архитектуру Европейского союза с учетом уроков кризиса, заявил Драги и выбрал второй сценарий. Но ему не удалось главное – купировать кризис до того, как он дошел до ядра еврозоны – Германии. В ноябре председатель ЕЦБ признал, что она также вошла в зону кризиса.
Экономисты счтают, что Драги лишь купил для политиков время на проведение реформ и покончил с финансовыми репрессиями банков (правительства еврозоны заставляли национальные банки приобретать гособлигации).
Финансовые кризис, а точнее его освещение в СМИ, отразился и на мнении населения ЕС относительно функционирования Объединенной Европы как перспективного целого. По данным опросов, которые приводит газета Daily Mail, 51% жителей Великобритании выступают за выход страны из ЕС. Меньше половины (40%) хотят, чтобы их страна осталась в составе Евросоюза. 9% не смогли сформулировать свое отношение к проблеме.
Опрос указывает на серьезное изменение по сравнению с данными десятилетней давности, когда 68% британцев хотели остаться в ЕС и 19% – выйти из него. В прошлом году 49% выступали за выход из ЕС, и 40% хотели бы остаться.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон столкнулся с призывами парламентариев провести референдум с прямым вопросом о судьбе членства страны в ЕС. Он должен выступить с речью, в которой выразит свои взгляды на отношения Великобритании с континентальной Европой. Как ожидается, он воспользуется этим случаем, чтобы предложить референдум по условиям членства в ЕС после 2015 года.
Уровень евроскептицизма в этом году зашкаливает и в бывших советских республиках, которые первыми после распада СССР с тали считаться частью Европы. Например, в Латвии, как сообщал ранее «Новый Регион», присоединение к Евросоюзу расценивается как новое нашествие крестоносцев, современный колониализм, а воспоминания о Латвийской ССР превратились в ностальгию об утраченном рае.
В этом году в Риге «разорвалась социологическая бомба». Очередное исследование общественного мнения показало, что почти половина латвийцев (42,6%) полагают, что Латвия «не сможет существовать как независимое национальное государство». Чуть больше – в рамках погрешности – оказалось и тех, кто с этим не согласен – 46,2%. Большинство (54,4%) латвийцев – латышей и местных русских – стоят на том, что в составе СССР Латвии жилось хорошо. Поклонники распада СССР оказались в меньшинстве.
Если безоглядные патриоты и закоренелые скептики разделились поровну, то в отношении Запада и те, и другие оказались на удивление солидарны. 70,9% латвийцев твердо убеждены, что «старая Европа» просто использует Латвию. Убеждены в альтруизме Брюсселя и Вашингтона только 3%. Вхождение Латвии в Евросоюз лишь затормозил экономическое развитие страны. Социологи не решились задать вопросы о целесообразности введения единого евро вместо национальной валюты – лата.
Брюссель, Алексей Усов
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».