Американские экономисты обещают обвал нефтяных цен до $75 в ближайшие годы Мировой нефтегазовый бум больно ударит по экономике России
Цены на нефть могут резко упасть с нынешних $100 до $75 за баррель в течение ближайших трех-пяти лет. Об этом пишут в недавнем исследовании Эйми Джаффе, исполнительный директор по энергетике и устойчивому развитию в Калифорнийском университете, и профессор экономики Rice UniversityМахмуд Эль-Гамаль, сообщают «Ведомости». По прогнозу экспертов, изменить ситуацию могут три новых источника нефтедобычи, которые до недавнего времени не считались значимыми с точки зрения увеличения предложения, – глубоководные месторождения, сланцы и нефтеносные пески. Их совокупные запасы превышают 1 трлн барр., тогда как до этого резервы нефти оценивались примерно в 1,5 трлн барр. По мнению аналитика по энергетике Citigroup Эрика Ли, значительную долю дополнительных резервов можно извлекать при цене, не превышающей $75 за баррель. Открытие значительных нетрадиционных запасов нефти может кардинально изменить расклад на мировом рынке энергоресурсов, что отрицательно скажется на экономике России, в которой нефть и газ обеспечивают более 50% доходов бюджета, пишет еженедельник Barron's (издается Dow Jones).
Впрочем, средняя цена на нефть может упасть даже ниже $75 за баррель, считает Джаффе, частично объясняя это тем, что, по ее оценке, затраты на добычу нельзя считать фиксированными. «Исследования показывают, что расходы следуют за ценой нефти, а не наоборот», – указывает она. При снижении цен на нефть спрос на буровые вышки и другое оборудование для добычи падает, что ведет к снижению себестоимости бурения. И это плохая новость для России, полагает эксперт.
«Чтобы российский бюджет оставался сбалансированным в период до 2020 года, цена нефти должна превышать $100, – говорит Джаффе. – Если же средняя цена будет $75, недавнее падение курса рубля покажется пустяковым».
По оценкам норвежской Rystad Energy, запасы глубоководной нефти составляют 317 млрд барр. Из них 53 млрд могут быть извлечены на шельфе Северной Америки, 63 млрд – Восточной Африки, 32 млрд – Азиатско-Тихоокеанского региона.
Произошедшая в 2010 году авария на платформе BP в Мексиканском заливе замедлила развитие глубоководного бурения. Однако две недели назад американское Агентство по защите окружающей среды снова разрешило BP бороться за контракты на аренду нефтеносных участков в Мексиканском заливе. Спустя несколько дней британская компания выиграла права на работу на 24 из 329 блоков, выставленных на тендер.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), запасы сланцевой нефти составляют 345 млрд барр., из них 58 млрд барр. могут быть извлечены в США. В 2012 году объем добываемой в США нефти вырос на 310 млн барр. по сравнению с 2011 годом «во многом благодаря увеличению добычи из сланцев и других плотных источников», указывает EIA.
Нефтеносные пески пока обнаружены только в двух странах, отмечается в исследовании BP Statistical Review. В Канаде их запасы оцениваются в 167,8 млрд, а в Венесуэле – в 220 млрд барр. нефти. Не ясно, будет ли такой способ добычи целесообразен, если нефть подешевеет до $75. Нынешних инвесторов такая цена может разочаровать, отмечает Морс из Citigroup, но другие компании, в том числе государственные из стран Дальнего Востока, могут начать инвестировать в эту отрасль, если увидят выгоду в долгосрочной, 40-летней, перспективе.
При нынешних ценах, по данным BP, «в активной разработке» находятся канадские нефтяные пески, способные дать 25,9 млрд барр.
Как отмечают авторы статьи, в ближайшие пять лет результаты мирового нефтегазового бума преподнесут России наглядный урок того, что такое негативные последствия сырьевого проклятия. На нефть и газ приходится 70% российского экспорта и чуть более половины доходов федерального бюджета. Россия экспортирует более 7 млн барр. нефти в день – больше только у Саудовской Аравии. Но принципиальная разница между этими странами в том, что более 60% российской нефти добывается в Сибири, где себестоимость работ гораздо выше. Поэтому падение мировых цен со $100 до $75 ударит по доходам России гораздо сильнее, чем по доходам Саудовской Аравии.
Негативные последствия изменений на мировом энергетическом рынке Россия может почувствовать и в секторе газа. Около 75% ее газового экспорта идет в Европу (обеспечивая 30% ее потребностей в газе) по ценам в 2-3 раза выше, чем в США, указывают авторы. Эта огромная премия объясняется тем фактом, что не существует мирового рынка для природного газа, поскольку транспортировать его в естественном виде запредельно дорого. Отсюда звучат призывы к скорейшему одобрению заявок на строительство СПГ-терминалов. А учитывая тот факт, что значительные запасы газа сейчас имеются во многих регионах мира, включая Австралию, ЮАР, Бразилию и Аргентину, в ближайшие пять лет вполне может сформироваться нечто похожее на мировой рынок СПГ. Это ударит по доминирующей позиции России в Европе, позволив ей покупать больше газа из других источников и сократив размер сегодняшней премии за российский газ.
Москва, Наталья Петрова
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».