AMP18+

Экономика

/

ВТБ хочет пошатнуть рублем основы мировой финансовой системы ради «маленького гешефта» госбанков и Кремля Эксперты: переход на внешние расчеты в рублях утопичен, пока валюта РФ не войдет в мировые резервы

Председатель правления банка ВТБ Андрей Костин предложил накануне пошатнуть мировую финансовую систему, основанную на «нефтедолларе», и перевести экспортные расчеты РФ на рубли. Заодно Костин предложил создать национальную платежную систему. Первыми «не поняли» призыв Костина основные экспортеры. В «Роснефти» ответили, что компания «придерживается контрактных обязательств и проводит расчеты в валюте контракта». Эксперты пояснили, что идея сделать внешние расчеты рублевыми перестанет быть утопичной только тогда, когда рубль станет мировой резервной валютой. А пока от авантюры финансово выиграют только госбанки и – политически – Кремль.

Глава государственного ВТБ Андрей Костин накануне заявил, что в контексте санкций со стороны ЕС и США «России имеет смысл» перейти на расчеты в рублях со всеми торговыми партнерами. Причем не только в рамках Таможенного союза и СНГ, но и в сделках с компаниями Китая и ЕС.

Выступление Костина последовало за сообщением МИД РФ о том, что американский банк JPMorgan Chase заблокировал долларовый перевод посольства России в Астане в адрес страховой компании «Согаз» под предлогом санкций. А 31 марта руководитель Минфина Антон Силуанов заявил, что негатив от первых санкций уже виден и вопрос в том, «как будут дальше развиваться санкционные меры».

Костин объявил, что российская сторона уже месяц слышит «со стороны высокопоставленных западных руководителей призывы изолировать Россию, практически уничтожив российский банковский сектор, используя современное «ядерное оружие» в области финансов – долларовые расчеты».

По подсчетам Костина, которого цитирует газета «Ведомости», половина российского экспорта и меньше половины российского импорта приходится на страны еврозоны и долларовую зону. При этом торговые контакты с США минимальны: лишь 2% экспорта и 5% импорта РФ.

По сути, Костин предложил альтернативное развитие мировой финансовой системы, сложившейся после 1971 года. В 1944 году была создана Бреттон-Вудская система, базировавшаяся на золотом стандарте – долларе, обеспеченном золотом. В 1971 году США отказались от золотого обеспечения доллара, призвав мир к свободной конвертации валют. Основой обеспечения долларовой системы стала нефть.

«Доллар – это зло, это грязная зеленая бумажка, на которой кровь сотен тысяч мирных граждан в Японии, Сербии, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии, Корее и Вьетнаме. Наши национальные гиганты не понесут убытки, если будут контрактовать поставки в рублях или альтернативных валютах. Россия только выиграет. С Западом нужно действовать парадоксально. Будем продавать рубли потребителям газа и нефти для покупки нашего же сырья, затем рубли менять на золото. Не хотят – пусть не берут и замерзнут. Пока они развернутся за 3-4 года, мы накопим огромные запасы золота. Российские компании наконец-то станут национально ориентированными и перестанут кредитовать экономику США, явно враждебную к России», – поддержал Костина депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев (цитируется по публикации «Известий»).

Перевод торговых сношений России с ЕС и Китаем на рубли – утопия, осадили банкиров и депутатов экономисты. «Идея сделать экспортные расчеты рублевыми перестанет быть утопичной только тогда, когда рубль станет мировой резервной валютой», – заметил управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнев.

Глава ВТБ первым призвал перейти на расчеты в рублях крупнейшие экспортные компании. «Суммарные экспортные поставки «Газпрома», «Роснефти» и «Рособоронэкспорта» составляют почти $230 млрд в год, или 44% от совокупного объема экспорта товаров», – отметил он. Но экспортеры предпочли прагматичный подход к ведению бизнеса.

В «Роснефти» аккуратно, но однозначно ответили: «Компания придерживается контрактных обязательств и проводит расчеты в валюте контракта». То есть – нарушать условия контрактов и принуждать партнеров к покупке рублей у Центробанка в компании не собираются.

«Процесс подписания новых соглашений с использованием рублевых расчетов возможен, но займет длительное время и потребует дополнительных двусторонних согласований», – более осторожно высказались в «Газпроме».

Финансисты, опрошенные «Независимой газетой», поясняют, почему утопичным является вынос на финансовую авансцену рубля в качестве альтернативы нефтедоллару.

Перевод экспортных расчетов в рубли означает смутные положительные перспективы в отдаленном будущем для участников рынка и потери со старта кампании. Банки, в том числе ВТБ, настаивают на этой схеме потому, что на старте в выигрыше окажутся только они: иностранным покупателям нужно будет покупать рубли для будущих сделок.

«Для продажи чего-либо в Европу за рубли необходимо, чтобы у покупателей были в наличии эти самые рубли», – отмечают эксперты.

Западные партнеры российских компаний будут вынуждены либо формировать рублевые резервы, что маловероятно, либо покупать рубли за евро или доллары США на спотовом рынке у коммерческих банков или ЦБ РФ. Но так как коммерческие банки лишатся большой части валютных счетов госкомпаний, единственным весомым участником валютного рынка станет ЦБ. Таким образом, произойдет полная национализация экспорта, а по большому счету и импорта, так как для оплаты импорта опять же придется обращаться к ЦБ РФ за валютой. В итоге качество финансового рынка в России приблизится к уровню Венесуэлы, поясняет Владислав Метнев.

Теоретически последствия от перехода на рублевые экспортные и иные расчеты могут быть для российского финансового сектора положительными. Однако положительных результатов может и не быть, а негативные проявятся тотчас. Например, принудительный перевод всех экспортно-импортных сделок в рубли означает, что компании лишатся валютной выручки. Как результат, компании не смогут привлекать кредиты от западных банков и размещать облигации на западных рынках. Та же «Роснефть» и другие компании лишатся механизма предэкспортного финансирования. Кроме того, могут «отмереть» дочерние трейдинговые структуры российских компаний в ЕС.

«Нельзя плыть против течения. Так устроена эта конструкция. Все попытки проводить расчеты в других валютах – это пока не общемировая практика. Может, через 10-15 лет все изменится, но не сегодня. Пока предложенные идеи экономически неправильны и могут привести к дополнительным издержкам. Можно, конечно, придумать конструкцию, чтобы паровоз полетел, но это нецелесообразно и неэффективно и будет делаться с большими потерями», – резюмировал председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Яков Миркин.

© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Политический кризис, Финансовый кризис, ЦБ РФ,